ПРОЗА РУССКОГО СИМВОЛИЗМА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Рассматриваются особенности прозы русского символизма. Литературный процесс рубежа XIX - XX вв. получает адекватное понимание при диалектическом различении классического и неклассического искусства в связи со сменой типов рациональности. Русский символизм оказывается пограничной между классическим искусством и модернизмом художественной практикой, носящей синтетический характер. Проза писателей-символистов фиксирует происходящие изменения в человеческом сознании, что находит своё выражение, с одной стороны, в новой концепции персонажа, а с другой - в особой литературной позиции художника.
Ключевые слова: русский символизм, литературный процесс, экзистенциальный подход, система персонажей, литературная позиция.
Библиографические ссылки
Белый А. Символизм как миропонимание // Белый А. Символизм как миро-понимание. М., 1994.
Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 2011.
Борев Ю.Б. Период предмодернизма: свобода и удовольствие // Теория. Т. IV. Литературный процесс. М., 2001.
Бычков В.В. Трансформация миметического сознания в эстетике Серебряного века // Античность и культура Серебряного века. М., 2010.
Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. М., 2010.
Зотов С.Н. К эпистемологии литературоведения: пространственность художественного смысла в теории М.М. Бахтина // Изв. ЮФУ. Филол. науки. 2011. №3.
Зотов С.Н. Классическое искусство и поэтическая практика модернизма (к пониманию экзистенциального смысла литературы) // Классические и не-классические модели мира в отечественной и зарубежной литературах: материалы Междунар. науч. конф. Волгоград, 2006.
Зотов С.Н. Эстетически-художественное пространство и антропологический смысл литературы // Литература в контексте современности: материалы II Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Челябинск, 2005.
Зотов С.Н., Ефимов А.А. Игровое начало и его особенности в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Изв. ЮФУ. Филол. науки. 2008. №4.
Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов. М., 2010.
Мамардашвили М.К. «Дьявол играет с нами, когда мы не мыслим точно.» // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной рус-ской литературы // Мережковский Д.С. Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1914.
Мережковский Д.С. Царство Антихриста: статьи периода эмиграции. СПб.,2001.
Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. Т. 1. М., 1990.
Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литера-туры: в 2 т. Т. 1. М., 2006.
Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.
Синеокая Ю.В. Три образа Ницше в русской культуре. М., 2008.
Тырышкина Е.В. Русская литература 1890-х - начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду. Новосибирск, 2002. Режим доступа: http://avantgarde.narod.ru
Тюпа В.И. Полифония русской эстетической мысли 20-х годов // Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы XX века. М., 2003.
Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Ямпольский М.Б. Ткач и визионер: очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М., 2007.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).