МАРКЕРЫ «ЧУЖОГО» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА

  • Татьяна Александровна Сироткина Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

Рассматривается этническая маркировка явлений авторами худо­жественных текстов. Делается вывод о том, что не только сами этнические имена, но и различные образования от них, в частности, отэтнонимные прилагательные, являются средством вербализации категории этничности, существующей в языковой картине мира. Писатель, являясь носителем национальных стереотипов, отража­ет в художественном произведении определенные черты национальной картины мира, через этническую маркировку явлений реализует оп­позицию «свое - чужое».

Ключевые слова: картина мира, этнонимы, стереотипы, концепту­альная область.

Биография автора

Татьяна Александровна Сироткина, Сургутский государственный педагогический университет
Канд. филол. наук, доцент кафедры русского язы­ка и методики его преподавания Сургут­ского государственного педагогического университета

Литература

Анисимова Е.А.Содержание представлений студентов о своем и чужом этносе // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. Т. 2. Челябинск, 2008.

Березович ЕЛ. «Чужие земли» в русском народном языковом сознании: прагматический аспект // Вопросы ономастики. 2005. № 2.

Иванов А. «Я интуитивно понимал, что надо сделать так, а не иначе» // Филолог. 2004. № 4.

Иванов А. Золото бунта. М., 2005.

Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003.

Пеньковский А.Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке // Проблемы структурной лингвистики. 1985 - 1987. М., 1989.

Северный П. Сказание о Старом Урале. М., 2009.

Сироткина Т.А. «Свое» и «чужое» в наивной картине мира (на примере этнонимии Пермского края) // Концептуальные исследования в современной лингвистике: сб. статей / отв. ред. М.В. Пименова. Санкт-Петербург; Горловка,

Строганов М. Камни господни. СПб.; Крылов, 2006.

Турова Е. Кержаки : проза. Пермь, 2007.

Опубликован
2012-06-20
Как цитировать
Сироткина Татьяна А. (2012). МАРКЕРЫ «ЧУЖОГО» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (2), 77-81. извлечено от //philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/354
Выпуск
Раздел
Языкознание