ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ ГЛАЗАМИ ЧИТАТЕЛЯ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
Ключевая позиция, которую занимает образ персонажа в рамках текста, во многом объясняется тем, что он является связующим звеном на текстопорождающей оси «автор - читатель». Предпосылки лингвистической организации художественного текста как межличностной структуры связаны как с психологическим типом личности читателя, так и с его социально-культурным тезаурусом. Поскольку все эти предпосылки неявно заложены в программу строения текста, прагматическая и когнитивная теория призвана, соответственно, учитывать не только лингвистический, но и психологический и социокультурный аспекты исследования, стремясь выявить их текстовых проводников. Персонаж выступает проводником того внутреннего ценностного кода, который заложен в текст, должен быть выявлен читателем с опорой на предварительные знания об объективной действительности и реальных индивидах.
Ключевые слова: образ персонажа, читатель, автор, реальный индивид, умозаключение.
Библиографические ссылки
Богин Г.И. Схемы действия читателя при понимании текста. Калинин, 1989.
Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категории автор - персонаж в художественном тексте. Томск, 1984.
Ковылкин А.Н. Читатель как теоретико-литературная проблема: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
Щебетенко С.А. Я-концепция, эмпатия и психологическая близость в отношениях читателя к литературным персонажам: дис. . канд. филол. наук. Пермь, 2004.
Эко У. Роль читателя. СПб., 2005.
Emmott C. Narrative Comprehension: A Discourse Perspective. Oxford, 1997.
Fisch H. Character as Linguistic Sign // New Literary History. 1990. № 21.
Fish S. Literature in the Reader: Affective Stylistics // New Literary History 1970. № 2.
Gerrig R. J., Allbritton D. W. The Construction of Literary Character: A View from Cognitive Psychology // Style. 1990. № 24.
Margolin U. Structuralist Approaches to Character in Narrative: The State of the Art // Semiotica. 1989. № 75 (1/2).
Pavel T. G. Fictional Worlds. Cambridge, MA, 1986.
Raap D. N., GerrigR.J., PrenticeD. A. Readers’ Trait-based Models of Characters in Narrative Comprehension // Journal of Memory and Language. 2001. № 45.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).