О ДВУХ ТРАКТОВКАХ ТВОРЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В НЕМЕЦКОМ РОМАНЕ О ХУДОЖНИКЕ

  • Вера Владиславовна Котелевская Южный федеральный университет

Аннотация

Рассматриваются две ключе­вые трактовки творческого субъек­та в немецком романе о художнике. Автор выделяет конформистскую и нонконформистскую линии разви­тия жанра, связывая их с вехами ста­новления субъектности в искусстве и литературе модерна. Цель иссле­дования - определение специфики немецкой версии жанра романа о ху­дожнике. Материалом исследования являются романы Просвещения, ро­мантизма и модернизма, посвящен­ные искусству и творческой лично­сти (Мориц, Гете, Новалис, Гофман, Гессе, Хандке, Бернхард). Отдель­ное внимание уделяется концепции Маркузе. В качестве специфически немецких черт романа о художнике автор рассматривает моделирование абстрагированных сюжетных моде­лей, сосредоточенность на вопросах эстетики и педагогики.

Ключевые слова: модерн, постмодерн, роман о художнике, романтизм, Гете, Маркузе, Кафка, Бернхард.

Литература

Кафка Ф. Дневники / пер. с нем. и коммент. Е.А. Кацевой. Харьков; М., 1999.

Кемпер Д. Гете и проблема индивидуальности в культуре модерна. М., 2009.

Amann J. Das Problem der Berufung, nach Kafka // Wirtz Imgard M. (Hg.). Kafka verschrieben. Gottingen; Zurich, 2010.

Bernhard Th. Der Untergeher. Frankfurt a. M., 1988.

Marcuse H. Der deutsche Kunstlerroman // Marcuse H. Schriften. Bd. 1. Der deutsche Kunstlerroman. Fruhe Aufsatze. Springe, 2004.

Oman H. Joseph Beuys. Die Kunst auf dem Weg zun Leben. Munchen, 1998.

Selbmann R. Der deutsche Bildungsroman. Stuttgart; Weimar, 1994.

Vietta S. Die literarische Moderne: eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Holderlin bis Thomas Bernhard. Stuttgart, 1992.

Как цитировать
КотелевскаяВ. В. (1). О ДВУХ ТРАКТОВКАХ ТВОРЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В НЕМЕЦКОМ РОМАНЕ О ХУДОЖНИКЕ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (1), 36-41. извлечено от //philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/571
Выпуск
Раздел
Литературоведение