ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КАНТА КАК ПАРАДИГМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Лариса Юрьевна Стрельникова "Армавирский лингвистический социальный институт"

Аннотация

В статье доказывается, что Кант включает в свою философию понятие игры как эстетический принцип. Игра отождествляется с искусством как свободная деятельность, не имеющая практической цели и доставляющая удовольствие от прекрасного. Кант открывает в творческой игре двойственную природу - это сочетание рассудка и воображения, что отражало дуализм его философской системы и породило идею двоемирия в романтизме и раздробленного сознания в современной литературе. В современном творчестве писатель берет на себя функции Magister Ludi, создавая собственный игровой порядок художественного пространства.

Ключевые слова: игра воображения и рассудка, дуализм, эстетика Канта, ноумэны, свободная игра, двоемирие.

Биография автора

Лариса Юрьевна Стрельникова, "Армавирский лингвистический социальный институт"
Научный сотрудник кафедры отечественной и зарубежной филологии.

Литература

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (дата обращения 12.05.2015).

Гадамер Х. Искусство и подражание // Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

Ильин И. Игровая аргументация. Деконструктивизм как литературнокритическая практика постструктурализма // Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интарда, 1996.

Калинников Л. Философская система Канта и принципы ее интерпретации // Кантовский вестн. 2014. Вып. № 3 (49).

Кант И. Критика способности суждения. URL: http://www.bim-bad.ru/ docs/kant_urteilkraft.pdf (дата обращения 12.05.2015).

Лотман Ю.М. Многоплановость художественного текста. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. URL: http://www. studfiles.ru/preview/460748/ (дата обращения 12.05.2015).

Набоков В. Интервью телевидению Би-би-си. 1962 // Набоков В.В. Собр. соч. американского периода: в 5 т. Т. 2.СПб.: «Симпозиум», 1997.

Платон. Государство. Законы. Политик. М.: «Мысль», 1998.

Толмачев В. Зарубежная литература XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2003.

Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: «ПрогрессТрадиция», 1997.

References

Bodriiyar Zh. Simulyakry i simulyatsii. [Elektronnyi resurs]. URL: http:// lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (data obrashcheniya 12.05.2015).

Gadamer Kh. Iskusstvo i podrazhanie/Aktual'nost' prekrasnogo. M.: Iskusstvo, 1991. 367 s.

Il'in I. Igrovaya argumentatsiya/Dekonstruktivizm kak literaturno- kriticheskaya praktika poststrukturalizma/ Poststrukturalizm. Dekonstruktivizm. Postmodernizm. M.: Intarda, 1996.

Kalinnikov L. Filosofskaya sistema Kanta i printsipy ee interpretatsii// Kantovskii vestnik, vypusk №3 (49), 2014.

Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya [Elektronnyi resurs]. URL: http:// www.bim-bad.ru/docs/kant_urteilkraft.pdf (data obrashcheniya 12.05.2015).

Lotman Yu.M. Mnogoplanovost' khudozhestvennogo teksta / Struktura khudozhestvennogo teksta // Ob iskusstve. SPb.: Iskusstvo, 1998. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/460748/ (data obrashcheniya 12.05.2015).

Nabokov V. Interv'yu televideniyu Bi-bi-si, 1962/Nabokov V.V. Sobr. soch. amerikanskogo perioda. V 5 t. T.2.SPb.: «Simpozium», 1997.

Platon. Gosudarstvo. Zakony. Politik. M.: «Mysl'», 1998.

Tolmachev V. Zarubezhnaya literatura XX veka: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. M.: Izdatel'skii tsentr Akademiya, 2003.

Kheizinga I. Kheizinga I. Homo ludens. Stat'i po istorii kul'tury. M.: «Progress- Traditsiya», 1997.

Опубликован
2015-10-03
Как цитировать
СтрельниковаЛ. Ю. (2015). ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КАНТА КАК ПАРАДИГМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (3), 19-26. извлечено от //philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/797
Выпуск
Раздел
Литературоведение