«ДОНСКОЙ ЧЕХОВ»? К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ АТРИБУЦИИ ТВОРЧЕСТВА Р. П. КУМОВА

Авторы

  • Аркадий Хаимович Гольденберг Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация

DOI 10.18522/1995-0640-2023-2-129-139

Рассматривается эволюция творческой манеры Р. П. Кумова, одного из крупнейших донских писателей Серебряного века, воспринимавшегося современной критикой в качестве «донского Чехова». Этому способствовали лирическое начало его стиля, тонкий психологизм в изображении героев, по большей части лиц духовного звания – от послушника до архиерея. В начале творческого пути он открыто ориентируется на сюжеты известных произведений Чехова, пользуется приемами его поэтики, создавая своеобразный литературный палимпсест. Но уже в первой половине 1910-х гг. в его прозе и особенно в драматургии появляются новые темы, герои, мотивы, стремление к изображению острых конфликтов современности, крупных и противоречивых характеров. После 1917 г. он становится свидетелем и художественным летописцем донской Вандеи, братоубийственной гражданской войны на Дону. Значительную роль в его донских текстах играет казачий фольклор, мотивы и образы народной эсхатологии. Все это свидетельствует о необходимости пересмотра устоявшихся представлений о литературной атрибуции писателя и его месте в русской литературе XX в.

Ключевые слова: Р. П. Кумов, А. П. Чехов, литературный палимпсест, духовная проза, драматургия, донская литература

Биография автора

Аркадий Хаимович Гольденберг , Волгоградский государственный социально-педагогический университет

докт. филол. наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания

Загрузки

Опубликован

2023-06-16

Как цитировать

Гольденберг , А. Х. (2023). «ДОНСКОЙ ЧЕХОВ»? К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ АТРИБУЦИИ ТВОРЧЕСТВА Р. П. КУМОВА . Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 27(2), 129–139. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1845

Выпуск

Раздел

Литературоведение