ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В 8-9 КЛАССАХ СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
У школьников 14 - 16 лет широко развиты рациональные приёмы произвольного запоминания, что необходимо использовать в учебной деятельности. Данные психологические особенности подростков позволяют активизировать языковое чутьё и языковую интуицию, опора на которые при обучении родному языку необходима. В связи с этим поэтапно должен строиться процесс повторения и закрепления каждого орфографического правила, так как в нём заложен алгоритм умственных действий, определяемый языковой сущностью правил орфографии.
Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе орфографической работы - объективно сложный и трудоёмкий процесс, в котором необходимо учитывать и особенности речемыслительной деятельности, и возрастные особенности подростков.
Ключевые слова: психологические особенности подростка, мотивация в обучении, учебная деятельность, орфографическое правило, языковое чутьё, коммуникативные умения и навыки.
Библиографические ссылки
Белянин В.П. Психолингвистика: учебник: 2-е изд. М., 2004.
Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин, 1980.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1966.
Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии. 1988. № 4.
Бунаков Н.Ф. Школьное дело: учеб. материал, проработанный на учительских съездах и курсах за тридцать лет (1872 - 1902) // Бунаков Н.Ф. Избр. пед. соч. М., 1953.
Воителева Т.М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 5 - 9 классов на уроках русского языка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
Гневэк О.В. Научные основы формирования профессиональноорфографической компетенции студентов-филологов педагогических вузов: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000.-
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник / под ред. проф. О.Я.Гойхмана. М., 2003. (Серия «Высшее образование»).
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей М., 1980.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей. М., 1976.
Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А.А.Леонтьев. М., 1974а.
Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974б.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. М., 2001.
Львова С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку // Русская словесность. 2003. № 1.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М., 1983.
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента. М.; Воронеж, 2003. (Библиотека студента).
Пузанкова Е.Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997а.
Пузанкова Е.Н. Состояние развития языковой способности учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы (на материале школ г. Орла и Орловской области). Орёл, 1997б.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2005.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. М., 1988.
Темербеков А.А. Психолого-педагогическая диагностика образования школьников // Интеграция образования. 2005. №4.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).