ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В 8-9 КЛАССАХ СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы

  • Юлия Олеговна Останина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 34 г. Ростова-на-Дону

Аннотация

У школьников 14 - 16 лет широко развиты рациональные приёмы произвольного запоминания, что необходимо использовать в учебной деятельности. Данные психологические особенности подростков позволяют активизировать языковое чутьё и языковую интуицию, опора на которые при обучении родному языку необходима. В связи с этим поэтапно должен строиться процесс повторения и закрепления каждого орфографического правила, так как в нём заложен алгоритм умственных действий, определяемый языковой сущностью правил орфографии.

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе орфографической работы - объективно сложный и трудоёмкий процесс, в котором необходимо учитывать и особенности речемыслительной деятельности, и возрастные особенности подростков.

Ключевые слова: психологические особенности подростка, мотивация в обучении, учебная деятельность, орфографическое правило, языковое чутьё, коммуникативные умения и навыки.

Библиографические ссылки

Белянин В.П. Психолингвистика: учебник: 2-е изд. М., 2004.

Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин, 1980.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1966.

Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии. 1988. № 4.

Бунаков Н.Ф. Школьное дело: учеб. материал, проработанный на учительских съездах и курсах за тридцать лет (1872 - 1902) // Бунаков Н.Ф. Избр. пед. соч. М., 1953.

Воителева Т.М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 5 - 9 классов на уроках русского языка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

Гневэк О.В. Научные основы формирования профессиональноорфографической компетенции студентов-филологов педагогических вузов: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000.-

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник / под ред. проф. О.Я.Гойхмана. М., 2003. (Серия «Высшее образование»).

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей М., 1980.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей. М., 1976.

Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А.А.Леонтьев. М., 1974а.

Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974б.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. М., 2001.

Львова С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку // Русская словесность. 2003. № 1.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М., 1983.

Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента. М.; Воронеж, 2003. (Библиотека студента).

Пузанкова Е.Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997а.

Пузанкова Е.Н. Состояние развития языковой способности учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы (на материале школ г. Орла и Орловской области). Орёл, 1997б.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2005.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. М., 1988.

Темербеков А.А. Психолого-педагогическая диагностика образования школьников // Интеграция образования. 2005. №4.

Загрузки

Опубликован

2014-03-17

Как цитировать

Останина, Ю. О. (2014). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В 8-9 КЛАССАХ СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (2), 182–196. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/280

Выпуск

Раздел

Образование