ОСНОВНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ МЕТОДИКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития речеведческих способностей учащихся в процессе орфографической работы на уроках русского языка в 8-9 классах средней общеобразовательной школы. По мнению автора, язык предназначен для общения и познания действительности, поэтому, опираясь на знания о языке как системе, можно определить, какие правила употребления языка помогают ему эффективно выполнять основные функции в речи.
Автор подчёркивает, что рече- ведческие и языковые способности школьников могут успешно формироваться в речевой деятельности в процессе создания и восприятия текстов, их творческой переработки, так как текст является одновременно единицей языка и произведением речи.
Стратегической задачей совершенствования орфографической грамотности учащихся 8-9 классов становится формирование коммуникативных умений и навыков.
Ключевые слова: язык, речь, речевая культура, орфография, текст, коммуникативные умения и навыки.
Библиографические ссылки
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М., 1991.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Гвоздев А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. М., 1963.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник /под ред. О.Я.Гойхмана. М., 2003. (Серия «Высшее образование»).
Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов. М., 1988.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник. М., 2004.
Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова и др. М., 2003.
Леонтьев А.Н. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии // Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2001.
Лингвистический энциклопедический словарь / гл.ред. В.Н.Ярцева. М., 1990.
Мерзлякова Н.В. Текст малой формы как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка: автореф. дис.... канд. пед. наук. Рязань, 2004.
Пузанкова Е.Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2005.
Русский язык: энциклопедия. М., 1997.
Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / А.И.Дунев, М.Л.Дымарский,
А.Ю.Кожевников [и др.]; под ред. В.Д.Черняк. М.; СПб., 2003.
Филин Ф.П. Несколько слов о языковой норме и культуре речи // Вопросы культуры речи. Вып.7. М., 1966.
Щерба Л.В. Теория русского письма. Л., 1983.
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).