ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КАНТА КАК ПАРАДИГМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация
В статье доказывается, что Кант включает в свою философию понятие игры как эстетический принцип. Игра отождествляется с искусством как свободная деятельность, не имеющая практической цели и доставляющая удовольствие от прекрасного. Кант открывает в творческой игре двойственную природу - это сочетание рассудка и воображения, что отражало дуализм его философской системы и породило идею двоемирия в романтизме и раздробленного сознания в современной литературе. В современном творчестве писатель берет на себя функции Magister Ludi, создавая собственный игровой порядок художественного пространства.
Ключевые слова: игра воображения и рассудка, дуализм, эстетика Канта, ноумэны, свободная игра, двоемирие.
Библиографические ссылки
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (дата обращения 12.05.2015).
Гадамер Х. Искусство и подражание // Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
Ильин И. Игровая аргументация. Деконструктивизм как литературнокритическая практика постструктурализма // Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интарда, 1996.
Калинников Л. Философская система Канта и принципы ее интерпретации // Кантовский вестн. 2014. Вып. № 3 (49).
Кант И. Критика способности суждения. URL: http://www.bim-bad.ru/ docs/kant_urteilkraft.pdf (дата обращения 12.05.2015).
Лотман Ю.М. Многоплановость художественного текста. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. URL: http://www. studfiles.ru/preview/460748/ (дата обращения 12.05.2015).
Набоков В. Интервью телевидению Би-би-си. 1962 // Набоков В.В. Собр. соч. американского периода: в 5 т. Т. 2.СПб.: «Симпозиум», 1997.
Платон. Государство. Законы. Политик. М.: «Мысль», 1998.
Толмачев В. Зарубежная литература XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2003.
Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: «ПрогрессТрадиция», 1997.
References
Bodriiyar Zh. Simulyakry i simulyatsii. [Elektronnyi resurs]. URL: http:// lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (data obrashcheniya 12.05.2015).
Gadamer Kh. Iskusstvo i podrazhanie/Aktual'nost' prekrasnogo. M.: Iskusstvo, 1991. 367 s.
Il'in I. Igrovaya argumentatsiya/Dekonstruktivizm kak literaturno- kriticheskaya praktika poststrukturalizma/ Poststrukturalizm. Dekonstruktivizm. Postmodernizm. M.: Intarda, 1996.
Kalinnikov L. Filosofskaya sistema Kanta i printsipy ee interpretatsii// Kantovskii vestnik, vypusk №3 (49), 2014.
Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya [Elektronnyi resurs]. URL: http:// www.bim-bad.ru/docs/kant_urteilkraft.pdf (data obrashcheniya 12.05.2015).
Lotman Yu.M. Mnogoplanovost' khudozhestvennogo teksta / Struktura khudozhestvennogo teksta // Ob iskusstve. SPb.: Iskusstvo, 1998. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/460748/ (data obrashcheniya 12.05.2015).
Nabokov V. Interv'yu televideniyu Bi-bi-si, 1962/Nabokov V.V. Sobr. soch. amerikanskogo perioda. V 5 t. T.2.SPb.: «Simpozium», 1997.
Platon. Gosudarstvo. Zakony. Politik. M.: «Mysl'», 1998.
Tolmachev V. Zarubezhnaya literatura XX veka: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. M.: Izdatel'skii tsentr Akademiya, 2003.
Kheizinga I. Kheizinga I. Homo ludens. Stat'i po istorii kul'tury. M.: «Progress- Traditsiya», 1997.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).