«ДАРЫ ТЕРЕКА» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА: ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА МИРА
Аннотация
Предложен анализ «Даров Терека» как целостного произведения. Проведено структурное сравнение историй с тремя дарами Терека. Инвариантом произведения оказывается двойная структура, в которой совмещаются противоположности (верх – низ, умирание – возрождение). В звуковой структуре значимы анаграмматические построения – такие, что сочетание «дар» как бы переносится самой рекой. Обсуждаются параллели с «Зимним вечером» Пушкина. Финальный эпизод включает «Дары Терека» в ряд произведений Лермонтова о любви, простирающейся за пределы жизни, куда в частности относятся также «Любовь мертвеца», «Демон» и «Штосс».
Ключевые слова: мотив; двойная структура; анаграмма; художественное пространство; художественное время; структурные противоречия; оппозиция верх – низ.
DOI 10.18522/1995-0640-2020-3-120-129
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).