«ДАРЫ ТЕРЕКА» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА: ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА МИРА

  • Олег Борисович Заславский Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Аннотация

Предложен анализ «Даров Терека» как целостного произведения. Проведено структурное сравнение историй с тремя дарами Терека. Инвариантом произведения оказывается двойная структура, в которой совмещаются противоположности (верх – низ, умирание – возрождение). В звуковой структуре значимы анаграмматические построения – такие, что сочетание «дар» как бы переносится самой рекой. Обсуждаются параллели с «Зимним вечером» Пушкина. Финальный эпизод включает «Дары Терека» в ряд произведений Лермонтова о любви, простирающейся за пределы жизни, куда в частности относятся также «Любовь мертвеца», «Демон» и «Штосс».

Ключевые слова: мотив; двойная структура; анаграмма; художественное пространство; художественное время; структурные противоречия; оппозиция верх – низ.

DOI 10.18522/1995-0640-2020-3-120-129

Биография автора

Олег Борисович Заславский , Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

докт. физ.мат. наук, ведущий научный сотрудник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина

Опубликован
2020-09-22
Как цитировать
Заславский О. Б. (2020). «ДАРЫ ТЕРЕКА» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА: ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА МИРА. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 2020(3), 120-129. извлечено от //philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1521
Выпуск
Раздел
Литературоведение