ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССАХ: ПУТИ РЕШЕНИЯ

Авторы

  • Лариса Витальевна Черепанова Забайкальский государственный университет

Аннотация

DOI 10.18522/1995-0640-2022-2-130-145

Рассматривается актуальная методическая проблема обучения русскому языку в полиэтнических классах в современных условиях миграционных процессов. Объектом исследования является процесс обучения школьников русскому языку, предметом – теоретическое обоснование адаптивной системы обучения А.С.Границкой как возможной и эффективной модели организации деятельности школьников на уроке русского языка в полиэтническом классе и методика организации урока. Цель статьи – рассмотреть теоретические основы и опыт построения образовательного процесса в полиэтническом классе при обучении русскому языку; представить возможные пути решения анализируемой проблемы на основе адаптивной системы обучения А.С.Границкой. Анализ теории и практики обучения школьников русскому языку в полиэтническом классе за последние десятилетия показал, что  созданы разнообразные модели полиэтнической школы, специфику которых определяет  состав обучающихся; разработаны методы обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи детей-инофонов, доказаны эффективность технологий (проектной деятельности, ИКТ и др.). Особое внимание уделено технологии А.С.Границкой – адаптивной системы обучения – как возможного пути решения поставленной проблемы. Показано, как данная технология может быть адаптирована в обучении русскому языку полиэтнического состава обучающихся, выявлены эффективные стороны построения обучения по данной технологии.

Ключевые слова: полиэтнический класс, поликультурный класс, дети-инофоны, обучение русскому языку, адаптивная система обучения

Биография автора

Лариса Витальевна Черепанова, Забайкальский государственный университет

докт. пед. наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания историко-филологического факультета

Загрузки

Опубликован

2022-06-21

Как цитировать

Черепанова, Л. В. . (2022). ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССАХ: ПУТИ РЕШЕНИЯ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 26(2), 130–145. извлечено от //philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1735

Выпуск

Раздел

Образование