МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВОСПРИЯТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СМЫСЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ГИПЕРТЕКСТА

Авторы

  • Людмила Владимировна Миллер Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
  • Нина Леонидовна Федотова Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

DOI 10.18522/1995-0640-2023-1-118-130

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы со всей очевидностью наметился новый путь в развитии отношений человека с информационными потоками. Мышление и механизмы восприятия смыслов особенно у представителей молодого поколения начинают заметно меняться. Большего внимания в связи с этим заслуживает общение индивида с художественным текстом, представленным в цифровом формате. Цель исследования – с учетом особенностей художественного гипертекста разработать модель обучения чтению такого типа текста, что позволит оптимизировать процесс обучения чтению художественного текста на иностранном языке. В качестве примера методической обработки автономного учебного гипертекста использован отрывок из рассказа Е. Гришковца «Шрам». В ходе исследования были сопоставлены такие понятия, как «художественный текст», «гипертекст», «электронный гипертекст», «учебный художественный текст». Дано определение учебного художественного гипертекста в аспекте обучения русскому языку как иностранному; выявлен лингводидактический потенциал гипертекста применительно к преподаванию РКИ, обоснован алгоритм работы с русскоязычным художественным гипертекстом в иностранной аудитории. Делается вывод, что методически обработанный художественный текст, представленный как гипертекст, позволяет оптимизировать процесс обучения иностранных студентов чтению литературных произведений на русском языке. Перспективы исследования видятся в том, чтобы на основе предлагаемой модели создать электронное пособие по обучению иностранных студентов чтению произведений русских писателей. 

Ключевые слова. художественный текст, гипертекст, обучение чтению, когнитивный аспект, восприятие, осмысление, система заданий, русский язык как иностранный (РКИ)

Биографии авторов

Людмила Владимировна Миллер, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

докт. филол. наук, доцент, профессор кафедры «Русский и иностранные языки»

Нина Леонидовна Федотова , Санкт-Петербургский государственный университет

докт. пед. наук, профессор, кафедрa русского языка и методики его преподавания филологического факультета

Загрузки

Опубликован

2023-03-31

Как цитировать

Миллер, Л. В. ., & Федотова , Н. Л. . (2023). МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВОСПРИЯТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СМЫСЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ГИПЕРТЕКСТА . Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 27(1), 118–130. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1817

Выпуск

Раздел

Образование