СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА В АСПЕКТЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОКОЛЕНИЕ Z
Аннотация
DOI 10.18522/1995-0640-2023-3-30-42
Анализ медиатекстов с деструктивной составляющей (насилие, месть, расправа и т. д.), рамки выборки которых также предусматривали наличие цифрового коммуникатора для транслирования и тиражирования процесса коммуникации самими участниками (представителями поколения Z), продемонстрировал трансформацию аксиосферы: произошли аксиологические сдвиги в понятийном поле «ЖИЗНЬ – СМЕРТЬ». Это позволило выявить потенциальную активность деструктивного вектора поведенческой модели homo digitalis. Аксиологема в рамках прагмалингвистического эксперимента трактуется как речевой сигнал скрытого воздействия, а в самом тексте выступает как лексическая единица с кодовым оцениванием, которая и формирует положительные, нейтральные или отрицательные ассоциации: смерть (отрицательное в психолого-эмоциональном плане; нейтральное (логическое завершение жизненного пути) с точки зрения христианской морали в объективной реальности, нейтральное в виртуальной реальности, так как возможна перезагрузка и положительное (получение бонусов в виде лайков, обсуждения, комментариев).
Разработка планов влияния («позитивно-одобрительный, нейтрально-безразличный или негативно-неодобрительный») к описываемым событиям позволила выявить авторское оценивание медиа-текста с деструктивной составляющей. Позитивно-одобрительный план – 36,4 %, негативно-неодобрительный – 46,1 %, а нейтрально-безразличный – 18,5 %. Эти цифры, демонстрирующие различные планы влияния, тиражируемые в информационном пространстве, отражают перспективы сохранения/несохранения аксиосферы российской лингвокультуры.
Ключевые слова: аксиосфера, аксиологема, homo digitalis, понятийное поле «ЖИЗНЬСМЕРТЬ», авторское оценивание
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Марина Николаевна Черкасова, Анна Валерьевна Тактарова
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by-nc/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).