СОЗИДАНИЕ «Я» И «ДРУГИХ» В ПРОЗЕ Т. БЕРНХАРДА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ «ПРИЧИНА: НАМЕК», «ПРОПАЩИЙ» И «ЛЕСОПОВАЛ: СМЯТЕНИЕ»)
Аннотация
Анализируются романы Томаса Бернхарда (Die Ursache: Eine Andeutung; Der Untergeher; Holzfallen: Eine Erregung), входящие в автофикциональный и артистический метатексты австрийского писателя. Методологический подход обоснован экзистенциальным содержанием творчества Бернхарда. Экзистенциальная проблематика и повествовательная стилистика Бернхарда сопоставляется с типологически близкими ему авторами (Достоевский, Беккет, Бахман, Елинек, Йонке и др.). В итоге формулируется вывод о наличии экзистенциального метасюжета в творчестве Бернхарда.
Ключевые слова: Бернхард Томас, Другие, метатекст, роман о художнике, роман воспитания, экзистенциальный роман, я-рассказчик.
Библиографические ссылки
Баскакова Т.А. Культурная традиция и роль интеллектуала как тема театрального дискурса у Арно Шмидта и Томаса Бернхарда // Драма и театр: сб. статей. Вып. 4. Тверь, 2002.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.
Кучина Т.Г. Поэтика «я»-повествования в русской прозе конца ХХ - начала XXI века. Ярославль, 2008.
Рикер П. Я-сам как Другой. М., 2008.
Руднев В. Франц Кафка. «Отъезд». Девять интерпретаций // Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. М., 2007.
Ташкенов С.П. Проза Томаса Бернхарда: кризис языка и проблема диалогического слова: автореф.. дис. канд. филол. наук. М., 2009.
Bernhard Th. Ausloschung: Der Zerfall. Frankfurt a.M., 1986 a.
Bernhard Th. Der Untergeher. Frankfurt a.M., 1988 b.
Bernhard Th. Die Autobiografie: Die Ursache, Der Keller, Der Atem, Die Kalte, Ein Kind. Bd. 10: Werke in 22 Banden. Munchen, 2004 c.
Bernhard Th. Die Ursache. Eine Andeutung. 14 Aufl. Munchen, 1994 d.
Bernhard Th. Holzfallen: Eine Erregung. Frankfurt a.M., 2001 e.
Diederichs B. Musik als Generationsprinzip von Literatur. Eine Analyse am Beispiel von Thomas Bernhards Untergeher: Diss. Gieften, 1998.
Eyckeler F. Reflexionspoesie: Sprachskepsis, Rhetorik und Poetik in der Prosa Thomas Bernhards. Berlin, 1995.
Gellen K., Norberg J. The Unconscionnable Critic: Thomas Bernhard’s Holzfallen // Modern Austrian Literature. 2011. Vol. 44. Num. 1-2.
Hens G. Thomas Bernhards Trilogie der Kunste: Der Untergeher, Holzfallen, Alte Meister. N. Y., 1999.
Kovacs E. Richter und Zeuge. Figuren des Autors in Thomas Bernhards Prosa: Diss. Debrecen, 2002.
LeeH.-K. Erzahlmerkmale und ihre Funktionen im Roman «Frost» von Thomas Bernhard: Diss. Seul, 2004.
Lehmann H.-Th. Postdramatisches Theater. Frankfurt a.M., 1999.
Poller T.R. Strategien der Musikalisierung der Literatur: Eine Exemplarische Untersuchung der Erzahleng Gehen von Thomas Bernhard (2007) // Режим до¬ступа: http://www.trpoller.de/WebsiteContent/Bernhard.pdf (дата обращения: 15 апр. 2013).
Riemer W. Thomas Bernhard’s «Der Untergeher»: Newtonian Realities and deterministics Chaos // A companion to the works of Thomas Bernhard, 2002. Pp. 209-221.
Schmidt-Dengler W. Der Ubertreibungskunstler: Studien zu Thomas Bernhard. Wien, 1997.
Schmied W. Auersberger wahre Geschichte. Режим доступа: www.passauer- thomas-bernhard-freunde.de (дата обращения: 1 июня. 2013)
Sonntag M. Die Erzeugung von Innenraumen // Psychologie und Geschichte. 1989.
Jg. 1. Hf. 1. S. 36-45. 1990.
Spits J. Die Autobiographie im Spannungsfeld zwischen Theorie und Rezeption: Diss. Leiden, 2008.
Taschkenov S. Pompes Funebres: Textbestattung und Kommunikationstrauma bei Thomas Bernhard // Osterreichisches Literatur: Robert Musil und einiges mehr. St. Petersburg, 2011.
Voica A. Selbsrmordverschiebung. Zu Thomas Bernhards Schreibverhalten im Prosawerk: Diss. Berlin, 2008.
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).