ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ (СЛУШАНИЮ) ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ: МЕТОДИКА И ОПЫТ
Аннотация
Аудирование рассматривается системно как психофизиологический и когнитивный процесс, с одной стороны, и как вид речевой деятельности – с другой. Выделяются уровни и этапы обучения аудированию иноязычных текстов с присущими им трудностями. Различаются элементарный, средний и продвинутый уровни обучения слушанию. Этапы обучения делятся на дотекстовый, текстовый и послетекстовый. На основе анализа научной литературы и личных наблюдений обнаружены языковые, когнитивные и социокультурные трудности аудирования. Описывается система упражнений, направленных на формирование аудитивных умений и навыков.
Ключевые слова: обучение аудированию, компенсаторные навыки, аудитивные умения и навыки, система упражнений, прогнозирование.
DOI 10.23683/1995-0640-2017-3-185-192
Цитировать:
Бутусова А.С. Обучение аудированию (слушанию) иноязычных текстов: методика и опыт // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2017. № 3. С. 185-192.
Библиографические ссылки
Бутусова А.С. Роль внимания как психолингвистического фактора в раннем обучении иностранному языку// Личность, речь и юридическая практика. Вып.12. Ростов н/Д.: Изд-во ДЮИ. 2009. С. 28 – 30.
Бутусова А.С. Роль памяти в формировании профессиональной компетенции при обучении устному последовательному переводу // Личность, речь и юридическая практика. Вып.18. Ростов н/Д.: Изд-во ДЮИ, 2015. С.30 – 32.
Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 32 – 34.
Козлова Е.В. Упражнения для обучения аудированию в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/ articles/608964/ (дата обращения 02.02.2017).
Колчина А.И. Принципы обучения аудированию через систему интернет // Лингвистика и методика обучения иностранным языкам. Вып. 2. СПб., 2005. С. 174–177.
Кусенкова Н.П. Формирование и развитие аудитивных навыков у учащихся на урока немецкого языка с использованием компьютерной лингводидактики. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/615242/ (дата обращения 10.02.2017)
Мальковская Т.А. Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Некрасов / Кубанский гос. ун-т. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2012. С. 37–41.
Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Липецк. Липецкий гос. пед. институт, 1998. 299 с.
Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студентов педагогических колледжей. Ч. 1. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 416 с.
Щукина И. В. Методика построения многоуровневой модели обучения аудированию в системе профессиональной подготовки учителя иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009, 18 с. References
Butusova A.S. Rol vnimaniya kak psikholingvisticheskogo faktora v rannem obuchenii inostrannomu yazyku. Lichnost’. rech i yuridicheskaya praktika, vyp.12. Rostov-na-Donu: Izd-vo DYuI. 2009, pp. 28-30. (In Russian).
Butusova A.S. Rol pamyati v formirovanii professionalnoy kompetentsii pri obuchenii ustnomu posledovatelnomu perevodu. Lichnost’, rech i yuridicheskaya praktika, vyp.18. Rostov-na-Donu: Izd-vo DYuI. 2015, pp.30-32. (In Russian).
Gez N.I. Rol usloviy obshcheniya pri obuchenii slushaniyu i govoreniyu. Inostrannyye yazyki v shkole, 2004, no 5, pp. 32-34. (In Russian).
Kozlova E.V. Uprazhneniya dlya obucheniya audirovaniyu v obshcheobrazovatelnoy shkole. URL: http://festival.1september.ru/articles/608964/ (accessed 02.02.2017). (In Russian).
Kolchina A.I. Printsipy obucheniya audirovaniyu cherez sistemu internet. Lingvistika i metodika obucheniya inostrannym yazykam. Vyp. 2. SPb., 2005, pp. 174177. (In Russian).
Kusenkova N.P. Formirovaniye i razvitiye auditivnykh navykov u uchashchikhsya na uroka nemetskogo yazyka s ispolzovaniyem kompyuternoy lingvodidaktiki. http:// festival.1september.ru/articles/615242/ (accessed 10.02.2017). (In Russian).
Malkovskaya T.A. Lichnostˊ kursanta: psikhologicheskiye osobennosti bytiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Otv. red. S.D. Nekrasov. Kubanskiy gos. un-t. Krasnodar: VUNTs VVS «VVA». 2012. 275 p. (In Russian).
Passov E.I. Kommunikativnoye inoyazychnoye obrazovaniye. Lipetsk, Lipetskiy gos. ped. institut. 1998. 299 s. (In Russian).
Filatov V.M. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v nachalnoy i osnovnoy obshcheobrazovatelnoy shkole: uchebnoye posobiye dlya studentov pedagogicheskikh kolledzhey. Chast′ 1. Rostov n/D: Feniks. 2004. 416 p. (In Russian).
Shchukina I. V. Metodika postroyeniya mnogourovnevoy modeli obucheniya audirovaniyu v sisteme professionalnoy podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M., 2009. 18 p. (In Russian).
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).