МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИСТАВОК ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ГРЕЧЕСКИМ СТУДЕНТАМ

Авторы

  • Татьяна Станиславовна Борисова Афинский национальный университет им. И. Каподистрии
  • Людмила Владимировна Табаченко Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета

Аннотация

Рассмотрены некоторые аспекты методики преподавания глагольного словообразования в курсе русского языка как иностранного для студентов с родным греческим языком. Изучение приставочного словообразования и морфемного состава префиксальных дериватов в русском языке предлагается проводить на основе их сопоставления с греческими производными словами сходной структуры и семантизации основных приставочных значений. Применение данных методических приемов показано на материале глагольных приставок с пространственной семантикой.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, национальная (греческая) методическая ориентация, приставочное словообразование.

DOI 10.23683/1995-0640-2017-3-216-227

 

Цитировать:

Борисова Т.С., Табаченко Л.В. Методические принципы семантизации пространственных приставок при преподавании русского языка греческим студентам // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2017. № 3. С. 216-227.

 

Биографии авторов

Татьяна Станиславовна Борисова, Афинский национальный университет им. И. Каподистрии

Tatyana S. Borisova – candidate of philology, Ph.D. “Byzantine philology”, scientific worker of Russian philology and Slavic study dpt. Athens National University of I. Kapodistriya. Athens, Greece

Людмила Владимировна Табаченко, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета

Lyudmila V. Tabachenko – Ph. D. of philology, professor of common and comparative linguistics dpt. Institute of philology, journalism and crosscultural communication. Southern Federal University

Библиографические ссылки

Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Варьирование средств выражения в переводческой технике Кирилла и Мефодия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 199 с.

Вотякова И.А., Кастельви Ж. Словообразовательный аспект при обучении русскому языку как иностранному на элементарном и базовом уровнях // VII Междунар. науч. конф.: Русский язык и культура в зеркале перевода. Мировое кино: вчера, сегодня, завтра… Афины, Греция, 28.04. – 03.05.2017. Материалы конференции / Высшая шк. МГУ. М., 2017. С. 105–114.

Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1–2. М.: Гос. изд-во иностр. словарей, 1958. Т. 1. 1043 с.; т. 2. 860 с.

Ефимова В.С. Старославянская словообразовательная морфемика. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2006. 366 с.

Ефимова В.С. К вопросу об изучении калькирования в старославянском языке // Славяноведение. 2015. № 2. С. 53–65.

Калита О.Н. Дистанционное обучение русским глаголам движения в учебном курсе по РКИ с использованием мобильных приложений (этноориентированная модель курсового обучения для греческой аудитории, уровни А2-В1): автореф. дис.… канд. пед. наук. М., 2016. 23 с.

Копыленко М.М. Кальки греческого происхождения в языке древнерусской письменности // Византийский временник. Т. 34. 1973. С. 141–150.

Максимович К.А. Лексические и синтаксические кальки в моравском «Номоканоне Мефодия» // Русский язык в научном освещении. 2009. № 2 (18). С. 78 – 91.

Табаченко Л.В. Приставочные позиционные глаголы в старославянском и русском языках: проблема происхождения // Современная славистика и научное наследие С.Б. Бернштейна: сб. статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 43 – 46.

Чернышева М.И. Эквиваленты, заимствования и кальки в первых славяно-русских переводах с греческого языка // Вопросы языкознания. 1984. № 2. С. 122–129.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. С. 313–318.

Μπαμπινιώτης Γ. Το Λεχικό της Νεας Ελληνικής Γλώσσας. Δ’ έκδοση. Αθήνα, 2012.

References

Vereshchagin E.M. Iz istorii vozniknoveniya pervogo literaturnogo yazyka slavyan. Var’irovaniey sredstv vyrazheniya v perevodcheskoy tekhnike Kirilla i Mefodiya. M., 1972. 199 р. (In Russian).

Votyakova I.A., Kastel’vi Zh. Slovoobrazovatel’nyy aspekt pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu na elementarnom i bazovom urovnyakh. VII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya: Russkiy yazyk i kul’tura v zerkale perevoda. Mirovoye kino: vchera, segodnya, zavtra… Afiny, Gretsiya, 28.04. 03.05.2017. Materialy konferentsii. M., 2017, pp. 105-114. (In Russian).

Dvoretskiy I.Kh. Drevnegrechesko-russkiy slovar’. T. 1-2. M., Gos. izd-vo inostr. Slovarey, 1958. (In Russian).

Efimova V.S. Staroslavyanskaya slovoobrazovatel’naya morfemika. M., In-t slavyanovedeniya RAN, 2006. 366 р. (In Russian).

Efimova V.S. K voprosu ob izuchenii kal’kirovaniya v staroslavyanskom yazyke. Slavyanovedeniye. 2015, no 2, pp. 53-65. (In Russian).

Kalita O.N. Distantsionnoye obucheniye russkim glagolam dvizheniya v uchebnom kurse po RKI s ispol’zovaniyem mobil’nykh prilozhenii (etnoorientirovannaya model’ kursovogo obucheniya dlya grecheskoy auditorii, urovni A2-V1): avtoref. diss.… kand. ped. nauk. M., 2016. 23 p. (In Russian).

Kopylenko M.M. Kal’ki grecheskogo proiskhozhdeniya v yazyke drevnerusskoy pis’mennosti. Vizantiiskiy Vremennik, 1973, vol. 34, pp. 141-150. (In Russian).

Maksimovich K.A. Leksicheskiye i sintaksicheskiye kal’ki v moravskom «Nomokanone Mefodiya». Russkiy yazyk v nauchnom osveshchenii, 2009, no 2 (18), pp. 78-91. (In Russian).

Tabachenko L.V. Pristavochnyye pozitsionnyye glagoly v staroslavyanskom i russkom yazykakh: problema proiskhozhdeniya. Sovremennaya slavistika i nauchnoye naslediye S.B. Bernshteina: Sb. statey. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2011, pp. 43-46. (In Russian).

Chernysheva M.I. Ekvivalenty, zaimstvovaniya i kal’ki v pervykh slavyanorusskikh perevodakh s grecheskogo yazyka. Voprosy yazykoznaniya, 1984, no 2, pp. 122-129. (In Russian).

Shcherba L.V. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatel’nost’. Leningrad: Nauka, Leningradskoye otdeleniye, 1974, pp. 313-318. (In Russian).

Μπαμπινιώτης Γ. Το Λεχικό της Νεας Ελληνικής Γλώσσας. Δ’ έκδοση. Αθήνα, 2012.

Загрузки

Как цитировать

Борисова, Т. С., & Табаченко, Л. В. (2017). МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИСТАВОК ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ГРЕЧЕСКИМ СТУДЕНТАМ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (3), 216–227. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1065

Выпуск

Раздел

Образование

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>