МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИСТАВОК ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ГРЕЧЕСКИМ СТУДЕНТАМ
Аннотация
Рассмотрены некоторые аспекты методики преподавания глагольного словообразования в курсе русского языка как иностранного для студентов с родным греческим языком. Изучение приставочного словообразования и морфемного состава префиксальных дериватов в русском языке предлагается проводить на основе их сопоставления с греческими производными словами сходной структуры и семантизации основных приставочных значений. Применение данных методических приемов показано на материале глагольных приставок с пространственной семантикой.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, национальная (греческая) методическая ориентация, приставочное словообразование.
DOI 10.23683/1995-0640-2017-3-216-227
Цитировать:
Борисова Т.С., Табаченко Л.В. Методические принципы семантизации пространственных приставок при преподавании русского языка греческим студентам // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2017. № 3. С. 216-227.
Библиографические ссылки
Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Варьирование средств выражения в переводческой технике Кирилла и Мефодия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 199 с.
Вотякова И.А., Кастельви Ж. Словообразовательный аспект при обучении русскому языку как иностранному на элементарном и базовом уровнях // VII Междунар. науч. конф.: Русский язык и культура в зеркале перевода. Мировое кино: вчера, сегодня, завтра… Афины, Греция, 28.04. – 03.05.2017. Материалы конференции / Высшая шк. МГУ. М., 2017. С. 105–114.
Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1–2. М.: Гос. изд-во иностр. словарей, 1958. Т. 1. 1043 с.; т. 2. 860 с.
Ефимова В.С. Старославянская словообразовательная морфемика. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2006. 366 с.
Ефимова В.С. К вопросу об изучении калькирования в старославянском языке // Славяноведение. 2015. № 2. С. 53–65.
Калита О.Н. Дистанционное обучение русским глаголам движения в учебном курсе по РКИ с использованием мобильных приложений (этноориентированная модель курсового обучения для греческой аудитории, уровни А2-В1): автореф. дис.… канд. пед. наук. М., 2016. 23 с.
Копыленко М.М. Кальки греческого происхождения в языке древнерусской письменности // Византийский временник. Т. 34. 1973. С. 141–150.
Максимович К.А. Лексические и синтаксические кальки в моравском «Номоканоне Мефодия» // Русский язык в научном освещении. 2009. № 2 (18). С. 78 – 91.
Табаченко Л.В. Приставочные позиционные глаголы в старославянском и русском языках: проблема происхождения // Современная славистика и научное наследие С.Б. Бернштейна: сб. статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 43 – 46.
Чернышева М.И. Эквиваленты, заимствования и кальки в первых славяно-русских переводах с греческого языка // Вопросы языкознания. 1984. № 2. С. 122–129.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. С. 313–318.
Μπαμπινιώτης Γ. Το Λεχικό της Νεας Ελληνικής Γλώσσας. Δ’ έκδοση. Αθήνα, 2012.
References
Vereshchagin E.M. Iz istorii vozniknoveniya pervogo literaturnogo yazyka slavyan. Var’irovaniey sredstv vyrazheniya v perevodcheskoy tekhnike Kirilla i Mefodiya. M., 1972. 199 р. (In Russian).
Votyakova I.A., Kastel’vi Zh. Slovoobrazovatel’nyy aspekt pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu na elementarnom i bazovom urovnyakh. VII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya: Russkiy yazyk i kul’tura v zerkale perevoda. Mirovoye kino: vchera, segodnya, zavtra… Afiny, Gretsiya, 28.04. 03.05.2017. Materialy konferentsii. M., 2017, pp. 105-114. (In Russian).
Dvoretskiy I.Kh. Drevnegrechesko-russkiy slovar’. T. 1-2. M., Gos. izd-vo inostr. Slovarey, 1958. (In Russian).
Efimova V.S. Staroslavyanskaya slovoobrazovatel’naya morfemika. M., In-t slavyanovedeniya RAN, 2006. 366 р. (In Russian).
Efimova V.S. K voprosu ob izuchenii kal’kirovaniya v staroslavyanskom yazyke. Slavyanovedeniye. 2015, no 2, pp. 53-65. (In Russian).
Kalita O.N. Distantsionnoye obucheniye russkim glagolam dvizheniya v uchebnom kurse po RKI s ispol’zovaniyem mobil’nykh prilozhenii (etnoorientirovannaya model’ kursovogo obucheniya dlya grecheskoy auditorii, urovni A2-V1): avtoref. diss.… kand. ped. nauk. M., 2016. 23 p. (In Russian).
Kopylenko M.M. Kal’ki grecheskogo proiskhozhdeniya v yazyke drevnerusskoy pis’mennosti. Vizantiiskiy Vremennik, 1973, vol. 34, pp. 141-150. (In Russian).
Maksimovich K.A. Leksicheskiye i sintaksicheskiye kal’ki v moravskom «Nomokanone Mefodiya». Russkiy yazyk v nauchnom osveshchenii, 2009, no 2 (18), pp. 78-91. (In Russian).
Tabachenko L.V. Pristavochnyye pozitsionnyye glagoly v staroslavyanskom i russkom yazykakh: problema proiskhozhdeniya. Sovremennaya slavistika i nauchnoye naslediye S.B. Bernshteina: Sb. statey. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2011, pp. 43-46. (In Russian).
Chernysheva M.I. Ekvivalenty, zaimstvovaniya i kal’ki v pervykh slavyanorusskikh perevodakh s grecheskogo yazyka. Voprosy yazykoznaniya, 1984, no 2, pp. 122-129. (In Russian).
Shcherba L.V. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatel’nost’. Leningrad: Nauka, Leningradskoye otdeleniye, 1974, pp. 313-318. (In Russian).
Μπαμπινιώτης Γ. Το Λεχικό της Νεας Ελληνικής Γλώσσας. Δ’ έκδοση. Αθήνα, 2012.
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).