ПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА В РАССКАЗЕ ШАРЛОТТЫ ПЕРКИНС ГИЛМАН «ЖЕЛТЫЕ ОБОИ»
Аннотация
Статья обращена к поэтике пространства и системе образов (в том числе к образу желтых обоев) в одноименном рассказе Шарлотты Перкинс Гилман «Желтые обои». Рассказ, ставший нестандартным примером художественной оптики писательницыноватора рубежа XIX – XX вв., поднял проблему роли и места женщины в патриархальном обществе. Пространство комнаты героини может быть прочитано как некая дисциплинирующая практика (паноптикон), наделенная единицами контроля (решетки, рисунок обоев, прикрученная кровать), которой противопоставляется система образов, наполняющих сознание героини. Художественный замысел автора раскрывается также при помощи таких категорий художественной изобразительности, как запах, цвет, форма (контур), играющих немаловажную роль в рецепции и интерпретации ключевого образа рассказа.
Ключевые слова: Шарлотта Перкинс Гилман, желтые обои, женское безумие, поэтика пространства, феминизм, патриархальное общество.
DOI 10.23683/1995-0640-2017-4-12-21
Цитировать:
Бережная М.С. Поэтика пространства в рассказе Шарлотты Перкинс Гилман «Жёлтые обои» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2017. № 4. С. 12‒21.
Библиографические ссылки
Крейсберг С. Трансформация власти: доминирование, полномочия и образование / пер. с англ. И. Макова // Развитие личности 2010. №3. С. 186 – 192.
Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 416 с.
Ammons E. (ed) ‘Writing Silence: The Yellow Wallpaper,’ Conflicting Stories: Women Writers at the Turn into the Twentieth Century. New York: Oxford University Press, 1986. Рр. 34–43.
Bak J. Escaping the Jaundiced Eye: Foucauldian Panopticism in Charlotte Perkins Gilman’s ‘The Yellow Wallpaper’// Studies in Short Fiction, 1994. Vol. 31, Issue 1, pp. 39–46.
Collins Dictionary [электронный словарь]. URL: http://www. collinsdictionary.com/dictionary/english/creep (дата обращения 06.04.2017).
Davison C. Haunted House/Haunted Heroine: Female Gothic Closets in the ‘Yellow Wallpaper’// Woman’s Studies, 2004. Vol. 33, pp.47–75.
Gilbert S. and Gubar S. The Madwoman in the Attic: The Woman Writer and the Nineteenth-Century Literary Imagination, 1979. New Haven and London: Yale UP, 1984.
Gilman Ch. The Yellow Wallpaper, Sweden: Wisehouse Classics, 2016, e-book. (First Published 1892 in ‘The New England Magazine’ Boston: Small, Maynard&Co, pp.647–656).
Hume B. Managing Madness in Gilman’s ‘The Yellow Wall-Paper’ // Studies in American Fiction, 2002. Vol. 30, Issue 1, pp. 3–20.
Shumaker C. Realism, Reform, and the Audience: Charlotte Perkins Gilman’s Unreadable Wallpaper// Arizona Quaterly: A Journal of American Literature, Culture and Theory, 1991. Vol.47, Issue 1, pp.81–93.
Treichler P. Escaping the Sentence: Diagnosis and Discourse in ‘The Yellow Wallpaper’ // Tulsa Studies in Women’s Literature, 1984. Vol. 3, Issue 1-2, pp. 61–77.
References
Kreysberg S. Transformatsiya vlasti: dominirovaniуe, polnomochiуa i obrazovaniуe. Рer. s angl. I. Makova. Razvitiye lichnosti, 2010, no 3, pp. 186-192. (In Russian)
Fuko M. Nadzirat’ i nakazyvat’: Rozhdeniye tur’my. Per. s fr. V. Naumova. Moskva: Ad Marginal Press, 2015, 416 p. (In Russian)
Ammons E. (ed) ‘Writing Silence: The Yellow Wallpaper,’ Conflicting Stories: Women Writers at the Turn into the Twentieth Century. New York: Oxford University Press, 1986, pp. 34-43.
Bak J. Escaping the Jaundiced Eye: Foucauldian Panopticism in Charlotte Perkins Gilman’s ‘The Yellow Wallpaper’. Studies in Short Fiction, 1994, vol. 31, Issue 1, pp. 39-46.
Collins Dictionary [elektronnуy slovar’] URL: http://www.collinsdictionary. com/dictionary/english/creep (accessed 06.04.2017).
Davison C. Haunted House/Haunted Heroine: Female Gothic Closets in the ‘Yellow Wallpaper’. Woman’s Studies, 2004, vol. 33, pp. 47-75.
Gilbert S. and Gubar S. The Madwoman in the Attic: The Woman Writer and the Nineteenth-Century Literary Imagination, 1979. New Haven and London: Yale UP, 1984.
Gilman Ch. The Yellow Wallpaper, Sweden: Wisehouse Classics, 2016, e-book. (First Published 1892 in ‘The New England Magazine’ Boston: Small, Maynard&Co, pp.647-656).
Hume B. Managing Madness in Gilman’s ‘The Yellow Wall-Paper’. Studies in American Fiction, 2002, vol. 30, Issue 1, pp. 3-20.
Shumaker C. Realism, Reform, and the Audience: Charlotte Perkins Gilman’s Unreadable Wallpaper. Arizona Quaterly: A Journal of American Literature, Culture and Theory, 1991, vol.47, Issue 1, pp. 81-93.
Treichler P. Escaping the Sentence: Diagnosis and Discourse in ‘The Yellow Wallpaper’. Tulsa Studies in Women’s Literature, 1984, vol. 3, Issue 1-2, pp. 61–77.
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).