ДИНАМИКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ТОПОСОВ В РАССКАЗЕ ДОРИС ЛЕССИНГ «КОМНАТА 19»
Аннотация
Рассматривается поэтика пространственных образов в рассказе «Комната 19» (1963) известной британской писательницы Дорис Лессинг. Предлагается «пристальное прочтение» текста с акцентом на семантике маргинальных и «транзитных» пространственных локализаций, лишенных социальных маркеров (чердак дома, комната отеля, съемная комната, съемная комната привокзального отеля). Этапы показанного в рассказе экзистенциального кризиса героини представлены в динамике пространственных топосов: от кризиса патриархального идиллического пространства дома (М. Бахтин) через маргинальные и транзитные «неместа» (М. Оже) к финальному небытию. Мучительный поиск героиней своего «Я», свободного от ролей, предписываемых социумом, ассоциируется с поиском «своей комнаты» (В. Вульф). Однако пространством, соответствующим самоосуществлению героини, оказывается съемная комната привокзального отеля, в которой героиня добровольно уходит из жизни.
Ключевые слова: Дорис Лессинг, «Комната 19», женская идентичность, идиллическое пространство, не-места, «своя комната».
DOI 10.23683/1995-0640-2019-3-185-194Литература
Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304 с.
Васильева-Южина И. Н. Романы Дорис Лессинг. Проблема жанра : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1986. 24 с.
Вулф В. Своя комната // Эти загадочные англичанки / пер. с англ. Н. Бушмановой М.: Прогресс, 1992. С. 78 – 152.
Головачева И. Утопии в литературе и психологии // Вопросы филологии. СПб., 2000. № 6. С. 119 – 131.
Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна. М.: Новое лит. обозрение, 2017.
Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 191 – 204.
Binder C. From Innocence to Experience. (Re-)Constructions of Childhood in Victorian Women’s Autobiography. Trier: WVT Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2014. 402 p.
Gilbert S. and Gubar S. The Madwoman in the Attic: The Woman Writer and the Nineteenth-Century Literary Imagination, 1979. New Haven and London: Yale UP, 1984.
Halisky L. Redeeming the Irrational: The Inexplicable Heroines of ‘A Sorrowful Woman’ and ‘To Room Nineteen’ // Studies in Short Fiction, 1990. Vol. 27, № 1. P. 45 – 54.
Hunter E. Madness in Doris Lessing’s To Room Nineteen // English Studies in Africa, 1987. Vol. 30, №. 2. P. 91 – 104.
Lessing D. “To Room Nineteen” Modern British Short Stories / ed.by Malcolm Bradbury, 1988. P. 150 – 180.
Majoul B. Doris Lessing: Poetics of Being and Time. Cambridge Scholars Publishing, 2016. Available at: cambridgescholars.com (accessed: 22.02.2018).
Parrinder P. Descents into Hell: The Later Novels of Doris Lessing // Critical Quaterly, 1980. Vol. 22, № 4, P. 5.
Quawas R. Lessing’s ‘To Room Nineteen’: Susan’s Voyage into the Inner Space of ‘elsewhere’ // Atlantis, 2007. Vol. 29, № 1, P. 117.
Raschke D., Perrakis P., Singer S. (eds.) Doris Lessing: Interrogating the Times. Columbus, OH: Ohio State University Press, 2010.
Ridout, A., Watkins S. (eds) Doris Lessing: Border Crossings. Bloomsbury Publishing, 2009. P. 192.
Showalter E. A Literature of Their Own: British Woman Novelists from Bronte to Lessing. London: Virago, 1978. pp. 263-265, 282-297. (reprint in Eagleton M. (ed.). Feminist Literary Criticism. Routledge, 2013. 241 p.).
Watkins S. Doris Lessing. Contemporary World Writers Series. Manchester: Manchester University Press, 2010. P. 256.
References
Bakhtin M. Epos i roman. SPb., Azbuka, 2000. 304 p. (In Russian).
Vasil’eva-Yuzhina I. N. Romany Doris Lessing. Problema zhanra: avtoref. dis. … kand. filol. nauk. M., 1986. 24 p. (In Russian).
Vulf V. Svoya komnata. Ehti zagadochnyye anglichanki. Per. s angl. N. Bushmanovoy M., Progress, 1992. Pp. 78-152. (In Russian).
Golovacheva I. Utopii v literature i psikhologii. Voprosy filologii, SPb., 2000, no. 6, pp. 119-131. (In Russian).
Ozhe M. Ne-mesta. Vvedeniye v antropologiyu hipermoderna. M., Novoye lit. obozreniye, 2017. (In Russian).
Fuko M. Drugiye prostranstva. Intellektualy i vlast’: izbrannyye politicheskiye stat’i, vystupleniya i interv’yu. M., Praksis, 2006. Ch. 3. Pp. 191-204. (In Russian).
Binder C. From Innocence to Experience. (Re-)Constructions of Childhood in Victorian Women’s Autobiography. Trier, WVT Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2014. 402 p.
Gilbert S. and Gubar S. The Madwoman in the Attic: The Woman Writer and the Nineteenth-Century Literary Imagination, 1979. New Haven and London, Yale UP, 1984.
Halisky L. Redeeming the Irrational: The Inexplicable Heroines of ‘A Sorrowful Woman’ and ‘To Room Nineteen’. Studies in Short Fiction, 1990, vol. 27, no. 1, pp. 45-54.
Hunter E. Madness in Doris Lessing’s To Room Nineteen. English Studies in Africa, 1987, vol. 30, no. 2, pp. 91-104.
Lessing D. “To Room Nineteen” Modern British Short Stories / ed. by Malcolm Bradbury, 1988. Pp. 150-180.
Majoul B. Doris Lessing: Poetics of Being and Time. Cambridge Scholars Publishing, 2016. Available at: cambridgescholars.com (accessed 22.02.2018).
Parrinder P. Descents into Hell: The Later Novels of Doris Lessing. Critical Quaterly, 1980, vol. 22, no. 4, p. 5.
Quawas R. Lessing’s ‘To Room Nineteen’: Susan’s Voyage into the Inner Space of ‘elsewhere’. Atlantis, 2007, vol. 29, no. 1, p.117.
Raschke D., Perrakis P., Singer S. (eds.) Doris Lessing: Interrogating the Times. Columbus, OH, Ohio State University Press, 2010.
Ridout, A., Watkins S. (eds) Doris Lessing: Border Crossings. Bloomsbury Publishing, 2009. 192 p.
Showalter E. A Literature of Their Own: British Woman Novelists from Bronte to Lessing. London: Virago, 1978. pp.263-265, 282-297. (reprint in Eagleton M. (ed.). Feminist Literary Criticism. Routledge, 2013. 241 p.).
Watkins S. Doris Lessing. Contemporary World Writers Series. Manchester, Manchester University Press, 2010. 256 p.
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).