Об ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

  • Людмила Геннадьевна Ларионова Южный федеральный университет

Аннотация

DOI 10.18522/1995-0640-2021-4-164-178

Рассмотрены основные проблемы изучения правил русской орфографии в средней школе на разных этапах ее развития.  Дан общий обзор научно-методических работ, начиная с XIX в. и до наших дней, в которых рассматриваются вопросы истории становления, упорядочения методической мысли в области изучения орфографических правил, определения их значимости для формирования грамотного письма учащихся. В процессе исследования поднимаются проблемы: зачем нужны правила орфографии; можно ли научить школьников грамотному письму без заучивания формулировок орфографических правил; если обучать учащихся с основой на правила, то каковы должны быть требования, предъявляемые к формулировкам орфографических правил с лингвистической, методической и психолого-педагогической точек зрения. На основе анализа диссертационных исследований с 2000 по 2020 гг. определены базовые подходы к изучению орфографических правил в современной средней общеобразовательной школе: коммуникативно-деятельностный, когнитивнодеятельностный, программированный (или программированное обучение) – и выявить лингводидактические принципы, положенные в основу изучения орфографических правил в рамках названных подходов. Особое внимание уделено анализу орфографического курса в новом учебно-методическом комплексе (УМК) по русскому языку (авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов). Становление относительной грамотности учащихся требует времени, обязательного соблюдения этапности и опоры на орфографические правила, изучаемые как учебно-научные тексты лингвистического содержания с учетом развития всех видов речевой деятельности в единстве и взаимосвязи. Каждый урок русского языка, на котором изучается орфографическое правило, - это урок развития речи учащихся, где формируется их грамотность в широком смысле этого слова.

Ключевые слова: правила орфографии; орфограмма; правилоориентированное обучение; орфографическое правило как учебно-научный текст; виды речевой деятельности; коммуникативно-деятельностный подход; когнитивнодеятельностный подход; программированное обучение; лингводидактические принципы изучения правил орфографии

Биография автора

Людмила Геннадьевна Ларионова, Южный федеральный университет

докт. пед. наук, профессор кафедры теории языка и русского языка

Опубликован
2021-12-25
Как цитировать
ЛарионоваЛ. Г. (2021). Об ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 25(4), 164-178. извлечено от //philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1680
Раздел
Образование