Об ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация
DOI 10.18522/1995-0640-2021-4-164-178
Рассмотрены основные проблемы изучения правил русской орфографии в средней школе на разных этапах ее развития. Дан общий обзор научно-методических работ, начиная с XIX в. и до наших дней, в которых рассматриваются вопросы истории становления, упорядочения методической мысли в области изучения орфографических правил, определения их значимости для формирования грамотного письма учащихся. В процессе исследования поднимаются проблемы: зачем нужны правила орфографии; можно ли научить школьников грамотному письму без заучивания формулировок орфографических правил; если обучать учащихся с основой на правила, то каковы должны быть требования, предъявляемые к формулировкам орфографических правил с лингвистической, методической и психолого-педагогической точек зрения. На основе анализа диссертационных исследований с 2000 по 2020 гг. определены базовые подходы к изучению орфографических правил в современной средней общеобразовательной школе: коммуникативно-деятельностный, когнитивнодеятельностный, программированный (или программированное обучение) – и выявить лингводидактические принципы, положенные в основу изучения орфографических правил в рамках названных подходов. Особое внимание уделено анализу орфографического курса в новом учебно-методическом комплексе (УМК) по русскому языку (авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов). Становление относительной грамотности учащихся требует времени, обязательного соблюдения этапности и опоры на орфографические правила, изучаемые как учебно-научные тексты лингвистического содержания с учетом развития всех видов речевой деятельности в единстве и взаимосвязи. Каждый урок русского языка, на котором изучается орфографическое правило, - это урок развития речи учащихся, где формируется их грамотность в широком смысле этого слова.
Ключевые слова: правила орфографии; орфограмма; правилоориентированное обучение; орфографическое правило как учебно-научный текст; виды речевой деятельности; коммуникативно-деятельностный подход; когнитивнодеятельностный подход; программированное обучение; лингводидактические принципы изучения правил орфографии
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).