ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ЧИТАТЕЛЬ – ПЕРСОНАЖ» КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ КАТЕГОРИИ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

  • Анастасия Андреевна Боровкова кафедра теории и практики английского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета

Аннотация

Детально анализируется суждение, сделанное в рамках когнитивных теорий, согласно которому читательские знания о повседневной реальности оказываются центральным механизмом осознания образов персонажей в художественном тексте. В этой связи обсуждается проблема репрезентации и осмысливания образов персонажей в художественном повествовании в аспекте психологических механизмов воздействия авторских воображаемых миров на сознание читателя. Исследовательское внимание фокусируется на четырех аспектах читательского осознания образов персонажей в художественном повествовании сквозь призму таких прагматических факторов, как повествовательная ситуация, жанр повествования и интертекстуальная характеристика. Данные факторы являются своего рода конвенциями, на которые полагаются автор и читатель в ходе установления интерперсонального контакта на уровне порождения и восприятия художественного повествования.

Ключевые слова: художественное повествование, интерперсональность, автор, персонаж, читатель, воображаемая / объективная реальность, возможные миры.

DOI: 10.23683/1995-0640-2017-1-69-75

 

Цитировать:

Боровкова А.А. Взаимоотношения «читатель-персонаж» как фактор реализации категории интерперсональности в художественном тексте // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2017. № 1. С. 69-75.

 

Биография автора

Анастасия Андреевна Боровкова, кафедра теории и практики английского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета
аспирант

Литература

Азарова О.А., Кудряшов И.А. Контрастивное взаимодействие образов автора и персонажа в художественном тексте // Когнитивные исследования языка. 2016. № 25. С. 936–942.

Иштоян К.Г. Проблема выявления точки зрения персонажа и повествователя в свете теории концептуальной интеграции // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 164–172.

Коростова С.В. Эмотивно-оценочные смыслы в русском художественном тексте. Ростов н/Д., 2014. 224 с.

Котельникова И.В. Несобственно-прямая речь как форма коммуникативного взаимодействия автора, персонажа и читателя // Изв. Южного федерального ун-та. Филол. науки. 2012. № 3. С. 98–103.

Кочетова Л.П. Персонаж – читатель: когнитивные основания художественной коммуникации // Когнитивные исследования языка. 2015. № 21. С. 160–163.

Ласкова М.В., Земляная А.С. Проблема рассказчика и имплицированного автора в современной лингвистике // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 176–184.

Скнар Г.Д. Принцип концептуального включения тематического компонента как авторская стратегия в художественном тексте // Изв. Южного федерального ун-та. Филол. науки. 2012. № 3. С. 131–135.

References

Azarova O.A., Kudrjashov I.A. Kontrastivnoe vzaimodejstvie obrazov avtora i personazha v hudozhestvennom tekste. Kognitivnye issledovanija jazyka,2016, no 25, pp. 936-942. (In Russ.).

Ishtojan K.G. Problema vyjavlenija tochki zrenija personazha i povestvo-vatelja v svete teorii konceptual’noj integracii. Gumanitarnye i social’nye nauki, 2011, no 6, pp. 164-172. (In Russ.).

Korostova S.V. Еmotivno-ocenochnye smysly v russkom hudozhestvennom tekste. Rostov n/D., 2014. 224 p. (In Russ.).

Kotel’nikova I.V. Nesobstvenno-prjamaja rech’ kak forma kommunika-tivnogo vzaimodejstvija avtora, personazha i chitatelja. Izvestija Juzhnogo federal’nogo universiteta. Filologicheskie nauki, 2012, № 3, pp. 98-103. (In Russ.).

Kochetova L.P. Personazh – chitatel’: kognitivnye osnovanija hudozhestvennoj kommunikacii. Kognitivnye issledovanija jazyka, 2015, no 21. pp. 160-163. (In Russ.).

Laskova M.V., Zemljanaja A.S. Problema rasskazchika i implicirovannogo avtora v sovremennoj lingvistike. Gumanitarnye i social’nye nauki, 2015, no 1, pp. 176–184.

Sknar G.D. Princip konceptual’nogo vkljuchenija tematicheskogo komponenta kak avtorskaja strategija v hudozhestvennom tekste. Izvestija Juzhnogo federal’nogo universiteta. Filologicheskie nauki, 2012, no 3, pp. 131-135. (In Russ.).

Как цитировать
БоровковаА. А. (1). ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ЧИТАТЕЛЬ – ПЕРСОНАЖ» КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ КАТЕГОРИИ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (1), 69-75. извлечено от //philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/992
Выпуск
Раздел
Языкознание