THE PROSE OF RUSSIAN SYMBOLISM AND PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF LITERARY PROCESS

Authors

  • Ксения Валерьевна Луценко Южный федеральный университет

Abstract

Lutsenko X. V.

Keywords: Russian symbolism, classical and non-classical art, synthetic character, writers-symbolists, human consciousness.

The article studies the peculiarities of the prose of Russian symbolism. The literary process at the turn of the XIX-XX centuries receives adequate understanding due to a dialectical distinction between classical and non-classical art in their connection with the change of rationality types. Russian symbolism occupies the border line position between the classical art and the modernist artistic practice which has a synthetic character. The prose of writers-symbolists captures the changes which occur in human consciousness. It finds its expression, on the one hand, in a new concept of a character and, on the other hand, in a special literary position of an artist.

Author Biography

Ксения Валерьевна Луценко, Южный федеральный университет

Аспирант кафедры отечественной литературы XX в. факультета филологии и журналистики Южного федерального университета

References

Белый А. Символизм как миропонимание // Белый А. Символизм как миро-понимание. М., 1994.

Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 2011.

Борев Ю.Б. Период предмодернизма: свобода и удовольствие // Теория. Т. IV. Литературный процесс. М., 2001.

Бычков В.В. Трансформация миметического сознания в эстетике Серебряного века // Античность и культура Серебряного века. М., 2010.

Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. М., 2010.

Зотов С.Н. К эпистемологии литературоведения: пространственность художественного смысла в теории М.М. Бахтина // Изв. ЮФУ. Филол. науки. 2011. №3.

Зотов С.Н. Классическое искусство и поэтическая практика модернизма (к пониманию экзистенциального смысла литературы) // Классические и не-классические модели мира в отечественной и зарубежной литературах: материалы Междунар. науч. конф. Волгоград, 2006.

Зотов С.Н. Эстетически-художественное пространство и антропологический смысл литературы // Литература в контексте современности: материалы II Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Челябинск, 2005.

Зотов С.Н., Ефимов А.А. Игровое начало и его особенности в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Изв. ЮФУ. Филол. науки. 2008. №4.

Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов. М., 2010.

Мамардашвили М.К. «Дьявол играет с нами, когда мы не мыслим точно.» // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной рус-ской литературы // Мережковский Д.С. Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1914.

Мережковский Д.С. Царство Антихриста: статьи периода эмиграции. СПб.,2001.

Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. Т. 1. М., 1990.

Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литера-туры: в 2 т. Т. 1. М., 2006.

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.

Синеокая Ю.В. Три образа Ницше в русской культуре. М., 2008.

Тырышкина Е.В. Русская литература 1890-х - начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду. Новосибирск, 2002. Режим доступа: http://avantgarde.narod.ru

Тюпа В.И. Полифония русской эстетической мысли 20-х годов // Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы XX века. М., 2003.

Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Ямпольский М.Б. Ткач и визионер: очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М., 2007.

Published

2012-09-22

How to Cite

Луценко, К. В. (2012). THE PROSE OF RUSSIAN SYMBOLISM AND PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF LITERARY PROCESS. Proceedings of Southern Federal University. Philology, (3), 15–21. Retrieved from https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/395

Issue

Section

LITERATURE STUDY