ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ТАКТИКИ УБЕЖДЕНИЯ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ДИСКУРСЕ В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА
Аннотация
Убеждение в художественной прозе А.П. Чехова представлено в статье в свете теории речевых жанров и психолингвистики. Такой подход позволяет установить связь стратегической задачи убеждения, ее тактического осуществления и выбора автором языковых средств с психологическими феноменами речевой деятельности - стимулом, мотивом, целью и ценностными установками. Отличительной чертой авторской реализации жанра «убеждение» у А.П. Чехова является использование демонстративных тактик, представляющих собой тексты различных жанров: фольклорных, литературных, речевых, которые являются результатом творческой фантазии адресанта и воздействуют на эмоции адресата и читателя.
Ключевые слова: жанр, убеждение, стратегия, тактика, текст, дискурс.
Библиографические ссылки
Борисова И.Н. Категории, цели и аспекты текстового анализа// Жанры речи: сб. науч. статей. Саратов, 1999. Вып. 2.
Квятковский А.П. Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. М., 1966. URL: http//feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/O.htm
Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005.
Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи: сб. науч. статей. Саратов, 1999. Вып 2.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т.; сочинения в 18 т. М., 1985.
Ярмаркина Г.М. Обыденная риторика: просьба, приказ, предложение, убеждение и способы их выражения в русской разговорной речи: дис.. канд. филол. наук. Саратов, 2001.
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).