ПРИНЦИП ДОМИНАНТНОСТИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА КАК ОСНОВА МЕХАНИЗМА ПОРОЖДЕНИЯ ТЕКСТА: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Представлено описание эксперимента по нахождению общей идеи текста для определенной группы испытуемых. Группой испытуемых выступили подростки 12-13 лет. Общая доминанта представлена набором ключевых слов, отобранных из исходного текста и представленная графически. В ходе эксперимента испытуемые продемонстрировали умение создавать связные адекватные тексты, свидетельствовавшие о том, что в сознании подростков уже существует определенный механизм порождения текста, основу которого представляет система предметных отношений.
Ключевые слова: психолингвистический эксперимент, подростки, денотатный граф, доминанта, смысл, свертка, вторичный текст.
DOI 10.23683/1995-0640-2018-4-98-106
Библиографические ссылки
Матвеева Н.В. Экспериментальное исследование механизмов формирования смысла и содержания текста в процессе его понимания (этап второй) // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. Уфа: УГАТУ, 2004. С. 205–205.
Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков // Теория и практика речевых исследований. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999а. С. 68–82.
Новиков А.И. Текст, смысл и проблемная ситуация // Вопросы филологии. 1999б. № 3. С. 43–48.
Пешкова Н.П., Матвеева Н.В. Исследование механизмов смыслообразования в процессах восприятия и понимания письменного учебного текста // Лингводидактические и культурологические аспекты обучения иностранным языкам. Уфа: УГАТУ, 2003. С. 121–125.
Пешкова Н.П. Субъективная модальность в научном тексте // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. Уфа: УФГАТУ, 2000. С. 106–109.
Пешкова Н.П. Семантика и смысл текста: >, <, =, #? (Экспериментальный подход к теоретическим проблемам) // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2015. № 15 (370). Филология. Искусствоведение. Вып. 96. С. 69–77.
Ухтомский А.А. Доминанта. М.; Л.: Наука, 1966. 273 с.
References
Matveyeva N.V. Ehxperimental’noye issledovaniye mekhanizmov formirovaniya smysla i soderzhaniya teksta v protsesse yego ponimaniya (ehtap vtoroy). Voprosy obucheniya inostrannym yazykam: metodika, lingvistika, psikhologiya, Ufa, UFGATU, 2004, p. 205. (In Russian).
Novikov A.I. Smysl: sem’ dikhotomicheskikh priznakov. Teoriya I praktika rechevykh issledovaniy, Moscow, 1999а. P. 68-82. (In Russian).
Novikov A.I. Tekst, smysl i problemnaya situatsiya, Voprosy filologii, 1999б, no. 3, pp. 43-48. (In Russian).
Peshkova N.P., Matveyeva N.V. Issledovaniye mekhanizmov smysloobrozovaniya v protsessakh vospriyatiya i ponimaniya pis’mennogo uchebnogo teksta. Lingvodidakticheskiye i kulturologicheskiye aspekty obucheniya inostrannym yazykam, Ufa, 2003, pp. 121-125. (In Russian).
Peshkova N.P. Sub’ektivnaya modal’nost’ v nauchnom tekste, Voprosy obucheniya inostrannym yazykam: metodika, lingvistika, psikhologiya, Ufa, 2000, pp. 106-109. (In Russian).
Peshkova N.P. Semantika i smysl teksta: >, <, =, #? (Ehksperimental’nyy podkhod k teoreticheskim problemam). Vestn. Chelyabinskogo gos. un-ta, 2015, no.15 (370). Filologiya. Iskusstvovedeniye. Vyp. 96, pp. 69-77. (In Russian).
Ukhtomskyy A.A. Dominanta, Moscow; Saint-Petersburg, Nauka, 1966. 273 p. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).