ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ

Авторы

  • Татьяна Борисовна Михеева кафедра «Мировые языки и культуры» Донского государственного технического университета
  • Маргарита Владимировна Ерещенко кафедра «Русский язык как иностранный» Донского государственного технического университета
  • Ирина Александровна Антибас кафедра «Русский язык как иностранный» Донского государственного технического университета

Аннотация

Понимание взаимодействия субъектов в процессе диалогического общения рассматривается с позиций обучения иноязычному диалогу и существующих концепций коммуникативных стратегий. В статье представлены специфические особенности диалога, а также некоторые дефекты диалогического общения. Диалог рассматривается как явление устной неподготовленной речи, отражающей все закономерности процесса общения в целом. Особое внимание уделяется специфике грамматического оформления намерений говорящего.

Ключевые слова: диалогическое общение, коммуникативные стратегии, моделирование языкового взаимодействия, грамматическое оформление, дефекты общения.

DOI 10.23683/1995-0640-2018-2-186-195

Биографии авторов

Татьяна Борисовна Михеева, кафедра «Мировые языки и культуры» Донского государственного технического университета

Tatiana B. Mikheeva – professor of World Languages and cultures dpt. Don State Technical University.

Маргарита Владимировна Ерещенко, кафедра «Русский язык как иностранный» Донского государственного технического университета

Margarita V.Ereschenko – associate professor of Russian as a Foreign Language dpt. Don State Technical University.

Ирина Александровна Антибас, кафедра «Русский язык как иностранный» Донского государственного технического университета

Irina A. Antibas – senior lecturer of Russian as a Foreign Language dpt. Don State Technical University.

Библиографические ссылки

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 1991. 303 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

Васильева И.И. Психологические особенности диалога: дис. … канд. психол. наук М., 1984. URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologisheskieosobennosti-dialoga (дата обращения 11.09.2017).

Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVI: Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. С. 220-234.

Давер М.В., Михеева Т.Б. Коммуникативные стратегии дискурса в обучения иноязычному диалогу. Стратегический подход: монография. Saarbrücken (Germany)/ LAP Lambert, 2016. 136 c.

Ерещенко М.В. Качан Ю.Е. Аутентичность текста в рамках коммуникативно-когнитивного подхода обучения иностранному языку // Когнитивные исследования языка. 2017. № 29. С. 578–583.

Йотов Ц.Д. Лингвистика одновременного говорения. София: Универс. изд-во им. Св. Климента Охритского. 1991. 198 с.

Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: УРСС. 2001. 287 с.

Щерба Л.В. Восточнолужицкое наречие. Т. 1. Прага, 1915. 54 с.

Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986. С. 17–58.

Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. Cambridge: MIT Press, 1965. P. 19. Clark H.H., Shaefer E.F. Contribution to discourse // Cognitive Science, 1989. 13 Clark H,H. Wilkes-Gibbs D. Referring as a collaborative process // Cognition. 1986. 22.

Cohen A.D., Scott K. A synthesis of approaches to Assessing Language Learning Strategies // Language Learning Strategies around the World. 1996. P. 89–109.

References

Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizny. M.: Mysl, 1991. 303 p. (In Russian).

Bakhtin M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1979. 423 p. (In Russian).

Vasilieva I.I. Psihologicheskiye osobennosty dialoga: dis. … kand. psikhol. nauk. M., 1984. URL http://www.dissercat.com/content/psikhologisheskie-osobennostidialoga (available at 11.09.2017)/ (In Russian).

Grais G.P. Logika I rechevoye obshcheniye. Novoye v zarubezhnoy lingvistike. Vyp. XVI: Lingvistichesraya grammatika. M.: Progress, 1985, pp. 220-234. (In Russian).

Daver M.V., Mikheeva T.B. Kommunikativnye strategii diskursa v obuchenii inoiazychnomu dialogu. Strategicheskiy podkhod: monografiya. Saarbrucken (Germany)/ LAP Lambert, 2016. 136 c. (In Russian).

Ereshchenko M.V. Kachan Yu.E. Autentichnostˊ teksta v ramkakh kommunikanivno-kognitivnogo podkhoda obucheniya inostrannomu yazyku. Kognitivnyye issledovaniya yazyka. 2017, no. 29, pp. 578-583. (In Russian).

Yotov Ts. D. Lingvistika odnovremennogo govoreniya. Sofiya: Univers. izd-vo im. Sv. Klimenta Okhritskogo. 1991. 198 p. (In Russian).

Paducheva E.V. Vyskazyvaniye i yego sootnesennostˊ s deistvitelnostiyu. M.: URSS. 2001. 287 p. (In Russian).

Shcherba L.V. Vostochnoluzhitskoye narechiye. T. 1. Praga, 1915. 54 p. (In Russian).

Yakubinskiy L.P. O dialogicheskoy rechy. Yakubinskiy L.P. Izbrannyye raboty: Yazyk I ego funktsionirovaniye. M., 1986, pp. 17-58. (In Russian).

Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. Cambridge: MIT Press, 1965. P. 19. Clark H.H., Shaefer E.F. Contribution to discourse. Cognitive Science, 1989. 13.

Clark H,H. Wilkes-Gibbs D. Referring as a collaborative process // Cognition. 1986. 22.

Cohen A.D., Scott K. A synthesis of approaches to Assessing Language Learning Strategies. Language Learning Strategies around the World. 1996. P. 89-109.

Загрузки

Как цитировать

Михеева, Т. Б., Ерещенко, М. В., & Антибас, И. А. (2018). ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (2), 186–195. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1164

Выпуск

Раздел

Образование

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)