РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы

  • Татьяна Борисовна Михеева Донской государственный технический университет

Аннотация

https://doi.org/10.18522/1995-0640-2025-3-167-175

Цель настоящего исследования – описать функцию и место профессионального педагогического общения в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов – преподавателей иностранного языка, а также определить роль педагогической практики в этом процессе. Актуальность исследования заключается в представлении основных форм учебно-воспитательной деятельности преподавателя, используемых в условиях педагогического общения. Обзорный анализ психолого-педагогической литературы и научных публикаций по вопросам компетенций преподавателей в сфере профессионально-педагогического общения позволил определить: 1) профессионально-педагогическое мастерство преподавателя чаще всего оценивается через уровни сформированных компетенций специалиста с применением компетентностного подхода; 2) коммуникативная культура педагога рассматривается как необходимая структурная часть педагогического общения, а также как показатель эффективности процесса обучения и создания комфортных условий для преподавателя и студентов. Сама специфика деятельности преподавателя, которая включает в себя навыки педагогического общения, не отражена в действующем государственном стандарте высшего образования. В процессе работы преподавателем в рамках производственно-практической деятельности студенты имеют возможность в полной мере овладеть коммуникативной компетенцией в аспекте реализации педагогического общения. В результате анализа учебно-практической деятельности студентов при проведении педагогической практики выявлено, что готовность преподавателя иностранного языка к осуществлению профессионального педагогического общения – обязательное условие эффективного педагогического процесса и реализации всех его особенностей. Овладение профессиональной лексикой (педагогическим тезаурусом) формирует специалиста и его готовность активно использовать иноязычную речь в процессе своей деятельности. От культуры использования профессиональной речи зависит легкость установления контактов преподавателя с обучающимися и эффективность этого общения в контексте усваивания необходимых профессиональных качества. Изучение студентами терминосистемы лингводидактики и речевых образцов педагогического воздействия, адекватных методическим ситуациям, а также их включение в процесс подготовки преподавателей иностранного языка способствуют формированию коммуникативноцелесообразной, нормативной и уместной речи будущих преподавателей.

Ключевые слова: преподаватель, иностранный язык, педагогическое общение, подготовка специалиста, профессиональная компетентность, компетентностный подход, коммуникативная культура

Биография автора

Татьяна Борисовна Михеева , Донской государственный технический университет

докт. пед. наук, профессор кафедры интегративной и цифровой лингвистики,

https://orcid.org/0000-0001-9773-1368

Загрузки

Опубликован

2025-10-01

Как цитировать

Михеева , Т. Б. . (2025). РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА . Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 29(3), 167–175. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/2115

Выпуск

Раздел

Образование