УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Авторы

  • Юлия Евгеньевна Качан Донской государственный технический университет
  • Маргарита Владимировна Ерещенко кафедра «Русский язык как иностранный» Донского государственного технического университета

Аннотация

Рассматриваются вопросы формирования вторичной языковой личности инофона посредством обучения чтению, пониманию и интерпретации учебных художественных текстов. Для успешной работы в иностранной аудитории необходима адаптация художественного текста. В качестве метода исследования был выбран метод педагогического эксперимента, направленный на поиск наиболее эффективных заданий к учебному художественному тексту.

Ключевые слова: русский художественный текст, вторичная языковая личность, интерпретация, аутентичный текст, учебный текст.

DOI 10.23683/1995-0640-2018-3-222-230

Биографии авторов

Юлия Евгеньевна Качан, Донской государственный технический университет

Качан Юлия Евгеньевна – канд. филол. наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Донского государственного технического университета

Маргарита Владимировна Ерещенко, кафедра «Русский язык как иностранный» Донского государственного технического университета

Ерещенко Маргарита Владимировна – канд. филол. наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Донского государственного технического университета 

Библиографические ссылки

Александров Е. П. Учебный текст: опыт дефиниции и типологического анализа // Актуальные проблемы коммуникации и культуры-7: междунар. сб. науч. тр. Москва; Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008.

Антипов Г.А. Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1989.

Булгаков М.А. Собачье сердце. Повести, рассказы. Казань: Татар. кн. издво, 1988. 318 с.

Ерещенко М. В., Качан Ю. Е. Аутентичность текста в рамках коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку // Когнитивные исследования языка. 2017. №. 29. С. 578 – 583.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

Караулов Ю. Н. Языковая личность // Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов: 2-е. изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 671–672.

Караулов Ю. Н., Филиппович Ю. Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования. М.: Азбуковник, 2009. 336 C.

Кулибина Н. В. Методика работы над художественным текстом в аспекте лингвострановедения: дис.… канд. пед. наук. М., 1985. 222 с.

Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 280 – 287.

Мотина Е. И. Учебный текст по специальности как особая коммуникативная единица //Русский язык за рубежом. 1978. Т. 10.

Потёмкина Е. В. К вопросу о методах формирования вторичной языковой личности // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 1, №. 2.

Ружицкий И. В. Мнемы как ключевые образы языкового сознания // Русское слово в русском мире 2006: Государство и государственность в языковом сознании россиян / под ред. Ю. Н. Караулова, О. В. Евтушенко, И. В. Ружицкого. М.: Азбуковник, 2006. С. 176–195.

Ружицкий И. В. Модальные частицы как один из способов реализации прагматического уровня языковой личности // Язык. Сознание. Коммуникация. 2001. Вып. 16. С. 13–19.

Сабинина А. А. Учебный текст: структура и прагматика // Изв. Росс. гос. пед. ун-та им. АИ Герцена. 2009. №. 97.

Токарева И. Ю. Культурно-языковая компетенция личности в ряду смежных способностей //Язык и культура. 2010. №. 4 (12).

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,1983. (ФЭС, 1983).

Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста// Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М.: РАН ИРЯ, 1995. С. 277–286.

Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: дис.… д-ра пед. наук. М.: Высшая школа, 1990. 239 с.

Шашлова Г. С. Теоретико-познавательные и методологические аспекты проблемы вторичной языковой личности: автореф. дис.… канд. филос. наук. М., 2006. 30 с.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007.

References

Aleksandrov E. P. Uchebnyy tekst: opyt definitsii i tipologicheskogo analiza // Aktual’nye problemy kommunikatsii i kul’tury-7. Mezhdunarodnyy sbornik nauchnykh trudov. Moskva; Pyatigorsk: Izd-vo PGLU, 2008. pp. 202-207. (In Russian).

Antipov G.A. Antipov G.A., Donskikh O.A., Markovina I.Yu., Sorokin Yu.A. Tekst kak yavleniye kul’tury. Novosibirsk: Nauka, Sib. otd-e, 1989. (In Russian).

Bulgakov M.A. Sobach’e serdtse. Povesti, rasskazy. Kazan’: Tatar. kn. izd-vo, 1988. 318 p. (In Russian).

Ereshchenko M. V., Kachan Yu. E. Autentichnost’ teksta v ramkakh kommunikativno-kognitivnogo podkhoda v obuchenii inostrannomu yazyku. Kognitivnyye issledovaniya yazyka, 2017, no. 29, pp. 578-583. (In Russian).

Karaulov Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost’. M.: Izd-vo LKI, 2010. 264 p.(In Russian).

Karaulov Yu. N. Yazykovaya lichnost’. Russkiy yazyk: ehntsiklopediya. Gl. red. Yu. N. Karaulov: 2-e. izd., pererab. i dop. M.: Bol’shaya rossiyskaya ehntsiklopediya; Drofa, 1997. pp. 671-672. (In Russian).

Karaulov Yu. N., Filippovich Yu. N. Lingvokul’turnoye soznaniye russkoy yazykovoy lichnosti. Modelirovaniye sostoyaniya i funktsionirovaniya. M.: Azbukovnik, 2009. 336 p. (In Russian).

Kulibina N. V. Metodika raboty nad khudozhestvennym tekstom v aspekte lingvostranovedeniya: dis. … kand. ped. nauk. M., 1985. 222 p. (In Russian).

Likhachev D.S. Kontseptosfera russkogo yazyka. Russkaya slovesnost’. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta. Antologiya. Pod red. V.P. Neroznaka. M.: Academia, 1997. pp. 280-287. (In Russian).

Motina E. I. Uchebnyy tekst po spetsial’nosti kak osobaya kommunikativnaya yedinitsa. Russkiy yazyk za rubezhom, 1978, vol. 10. (In Russian).

Potemkina E. V. K voprosu o metodakh formirovaniya vtorichnoy yazykovoy lichnosti. Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina, 2013, vol. 1, no. 2. (In Russian).

Ruzhitskiy I. V. Mnemy kak klyuchevyye obrazy yazykovogo soznaniya. Russkoye slovo v russkom mire – 2006: Gosudarstvo i gosudarstvennost’ v yazykovom soznanii rossiyan. Pod red. Yu. N. Karaulova, O. V. Evtushenko, I. V. Ruzhitskogo. M.: Azbukovnik, 2006. pp. 176-195. (In Russian).

Ruzhitskiy I. V. Modal’nyye chastitsy kak odin iz sposobov realizatsii pragmaticheskogo urovnya yazykovoy lichnosti. Yazyk. Soznaniye. Kommunikatsiya, 2001, vyp. 16, pp. 13-19. (In Russian).

Sabinina A. A. Uchebnyy tekst: struktura i pragmatika. Izv. Ross. gos. ped. unta im. A.I. Gertsena, 2009, no. 97. (In Russian).

Tokareva I. Yu. Kul’turno-yazykovaya kompetentsiya lichnosti v ryadu smezhnykh sposobnostey. Yazyk i kul’tura, 2010, no. 4 (12). (In Russian).

Filosofskiy ehntsiklopedicheskiy slovar’. M.: Sovetskaya ehntsiklopediya, 1983. (In Russian).

Khaleeva I. I. Osnovy teorii obucheniya ponimaniyu inoyazychnoy rechi: dis.… d-ra ped. nauk. M.: Vysshaya shkola, 1990. 239 p.(In Russian).

Khaleeva I. I. Vtorichnaya yazykovaya lichnost’ kak retsipiyent inofonnogo teksta. Yazyk – sistema. Yazyk – tekst. Yazyk – sposobnost’. M.: RAN IRYa, 1995. pp. 277-286. (In Russian).

Shashlova G. S. Teoretiko-poznavatel’nyye i metodologicheskiye aspekty problemy vtorichnoy yazykovoy lichnosti: avtoref. dis.… kand. filos. nauk. M., 2006. 30 р. (In Russian).

Eko U. Rol’ chitatelya. Issledovaniya po semiotike teksta. SPb.: Simpozium, 2007. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

2018-10-08

Как цитировать

Качан, Ю. Е., & Ерещенко, М. В. (2018). УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (3), 222–230. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1142

Выпуск

Раздел

Образование

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)