УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Рассматриваются вопросы формирования вторичной языковой личности инофона посредством обучения чтению, пониманию и интерпретации учебных художественных текстов. Для успешной работы в иностранной аудитории необходима адаптация художественного текста. В качестве метода исследования был выбран метод педагогического эксперимента, направленный на поиск наиболее эффективных заданий к учебному художественному тексту.
Ключевые слова: русский художественный текст, вторичная языковая личность, интерпретация, аутентичный текст, учебный текст.
DOI 10.23683/1995-0640-2018-3-222-230
Библиографические ссылки
Александров Е. П. Учебный текст: опыт дефиниции и типологического анализа // Актуальные проблемы коммуникации и культуры-7: междунар. сб. науч. тр. Москва; Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008.
Антипов Г.А. Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1989.
Булгаков М.А. Собачье сердце. Повести, рассказы. Казань: Татар. кн. издво, 1988. 318 с.
Ерещенко М. В., Качан Ю. Е. Аутентичность текста в рамках коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку // Когнитивные исследования языка. 2017. №. 29. С. 578 – 583.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
Караулов Ю. Н. Языковая личность // Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов: 2-е. изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 671–672.
Караулов Ю. Н., Филиппович Ю. Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования. М.: Азбуковник, 2009. 336 C.
Кулибина Н. В. Методика работы над художественным текстом в аспекте лингвострановедения: дис.… канд. пед. наук. М., 1985. 222 с.
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 280 – 287.
Мотина Е. И. Учебный текст по специальности как особая коммуникативная единица //Русский язык за рубежом. 1978. Т. 10.
Потёмкина Е. В. К вопросу о методах формирования вторичной языковой личности // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 1, №. 2.
Ружицкий И. В. Мнемы как ключевые образы языкового сознания // Русское слово в русском мире 2006: Государство и государственность в языковом сознании россиян / под ред. Ю. Н. Караулова, О. В. Евтушенко, И. В. Ружицкого. М.: Азбуковник, 2006. С. 176–195.
Ружицкий И. В. Модальные частицы как один из способов реализации прагматического уровня языковой личности // Язык. Сознание. Коммуникация. 2001. Вып. 16. С. 13–19.
Сабинина А. А. Учебный текст: структура и прагматика // Изв. Росс. гос. пед. ун-та им. АИ Герцена. 2009. №. 97.
Токарева И. Ю. Культурно-языковая компетенция личности в ряду смежных способностей //Язык и культура. 2010. №. 4 (12).
Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,1983. (ФЭС, 1983).
Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста// Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М.: РАН ИРЯ, 1995. С. 277–286.
Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: дис.… д-ра пед. наук. М.: Высшая школа, 1990. 239 с.
Шашлова Г. С. Теоретико-познавательные и методологические аспекты проблемы вторичной языковой личности: автореф. дис.… канд. филос. наук. М., 2006. 30 с.
Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007.
References
Aleksandrov E. P. Uchebnyy tekst: opyt definitsii i tipologicheskogo analiza // Aktual’nye problemy kommunikatsii i kul’tury-7. Mezhdunarodnyy sbornik nauchnykh trudov. Moskva; Pyatigorsk: Izd-vo PGLU, 2008. pp. 202-207. (In Russian).
Antipov G.A. Antipov G.A., Donskikh O.A., Markovina I.Yu., Sorokin Yu.A. Tekst kak yavleniye kul’tury. Novosibirsk: Nauka, Sib. otd-e, 1989. (In Russian).
Bulgakov M.A. Sobach’e serdtse. Povesti, rasskazy. Kazan’: Tatar. kn. izd-vo, 1988. 318 p. (In Russian).
Ereshchenko M. V., Kachan Yu. E. Autentichnost’ teksta v ramkakh kommunikativno-kognitivnogo podkhoda v obuchenii inostrannomu yazyku. Kognitivnyye issledovaniya yazyka, 2017, no. 29, pp. 578-583. (In Russian).
Karaulov Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost’. M.: Izd-vo LKI, 2010. 264 p.(In Russian).
Karaulov Yu. N. Yazykovaya lichnost’. Russkiy yazyk: ehntsiklopediya. Gl. red. Yu. N. Karaulov: 2-e. izd., pererab. i dop. M.: Bol’shaya rossiyskaya ehntsiklopediya; Drofa, 1997. pp. 671-672. (In Russian).
Karaulov Yu. N., Filippovich Yu. N. Lingvokul’turnoye soznaniye russkoy yazykovoy lichnosti. Modelirovaniye sostoyaniya i funktsionirovaniya. M.: Azbukovnik, 2009. 336 p. (In Russian).
Kulibina N. V. Metodika raboty nad khudozhestvennym tekstom v aspekte lingvostranovedeniya: dis. … kand. ped. nauk. M., 1985. 222 p. (In Russian).
Likhachev D.S. Kontseptosfera russkogo yazyka. Russkaya slovesnost’. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta. Antologiya. Pod red. V.P. Neroznaka. M.: Academia, 1997. pp. 280-287. (In Russian).
Motina E. I. Uchebnyy tekst po spetsial’nosti kak osobaya kommunikativnaya yedinitsa. Russkiy yazyk za rubezhom, 1978, vol. 10. (In Russian).
Potemkina E. V. K voprosu o metodakh formirovaniya vtorichnoy yazykovoy lichnosti. Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina, 2013, vol. 1, no. 2. (In Russian).
Ruzhitskiy I. V. Mnemy kak klyuchevyye obrazy yazykovogo soznaniya. Russkoye slovo v russkom mire – 2006: Gosudarstvo i gosudarstvennost’ v yazykovom soznanii rossiyan. Pod red. Yu. N. Karaulova, O. V. Evtushenko, I. V. Ruzhitskogo. M.: Azbukovnik, 2006. pp. 176-195. (In Russian).
Ruzhitskiy I. V. Modal’nyye chastitsy kak odin iz sposobov realizatsii pragmaticheskogo urovnya yazykovoy lichnosti. Yazyk. Soznaniye. Kommunikatsiya, 2001, vyp. 16, pp. 13-19. (In Russian).
Sabinina A. A. Uchebnyy tekst: struktura i pragmatika. Izv. Ross. gos. ped. unta im. A.I. Gertsena, 2009, no. 97. (In Russian).
Tokareva I. Yu. Kul’turno-yazykovaya kompetentsiya lichnosti v ryadu smezhnykh sposobnostey. Yazyk i kul’tura, 2010, no. 4 (12). (In Russian).
Filosofskiy ehntsiklopedicheskiy slovar’. M.: Sovetskaya ehntsiklopediya, 1983. (In Russian).
Khaleeva I. I. Osnovy teorii obucheniya ponimaniyu inoyazychnoy rechi: dis.… d-ra ped. nauk. M.: Vysshaya shkola, 1990. 239 p.(In Russian).
Khaleeva I. I. Vtorichnaya yazykovaya lichnost’ kak retsipiyent inofonnogo teksta. Yazyk – sistema. Yazyk – tekst. Yazyk – sposobnost’. M.: RAN IRYa, 1995. pp. 277-286. (In Russian).
Shashlova G. S. Teoretiko-poznavatel’nyye i metodologicheskiye aspekty problemy vtorichnoy yazykovoy lichnosti: avtoref. dis.… kand. filos. nauk. M., 2006. 30 р. (In Russian).
Eko U. Rol’ chitatelya. Issledovaniya po semiotike teksta. SPb.: Simpozium, 2007. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).