ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТА КОММУНИКАЦИИ НА ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ АНГЛИЙСКОМ ЛИНГВА ФРАНКА

Авторы

  • Александр Демьянович Петренко кафедра теории языка, литературы и социолингвистики Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского
  • Карина Алексеевна Мележик Институт иностранной филологии, Таврической Академии (сп) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского

Аннотация

Впервые поднята проблема формирования субъекта межнациональной коммуникации как сообщества, организованного в какой-либо специализированной области и осуществляющего интерактивную деятельность на предметно-ориентированном английском лингва франка (ПОАЛФ). Предлагается разделение субъектов, использующих ПОАЛФ, на два типа в зависимости от основной его функции – как инструмента коммуникации или инструмента интернационализации. Раскрыта последовательность из восьми прагматических фаз, которые должен пройти английский язык, чтобы из учебного предмета программы образования превратиться в контактный предметно-ориентированный язык межнациональной коммуникации.

Ключевые слова: субъект межнациональной коммуникации, предметно-ориентированный английский лингва франка, инструмент коммуникации, инструмент интернационализации, фазы развития.

DOI 10.23683/1995-0640-2018-3-60-67

Биографии авторов

Александр Демьянович Петренко, кафедра теории языка, литературы и социолингвистики Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского

Петренко Александр Демьянович – докт. филол. наук, профессор, академик АН ВШ Украины, Таврическая Академия (сп), директор Института иностранной филологии, зав. кафедрой теории языка, литературы и социолингвистики Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского

Карина Алексеевна Мележик, Институт иностранной филологии, Таврической Академии (сп) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского

Мележик Карина Алексеевна – канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков Института иностранной филологии, Таврической Академии (сп) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского

Библиографические ссылки

Вахтин Н. Б. Условия языкового сдвига (К описанию современной языковой ситуации на Крайнем Севере) // Вестн. молодых ученых. Филол. науки. СПб., 2001. № 1. С. 11-16.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 447 с.

Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в зарубежней лингвистике. М.: Прогресс, 1975. № 7. С. 96 – 181.

Петренко А.Д. Проблемы социальной дифференциации языка в современной лингвистике // Петренко А.Д., Ласкова М.В., Лазарев В.А., Петренко Д.А., Храбскова Д.М., Мележик К.А. [и др.] Социолингвистические проблемы вариативности языка как целостной структуры. М.: Перо, 2015. 491с.

Смокотин В.М. Язык всемирного общения и этнокультурная идентичность: комплементарность в условиях глобализации: автореф. дис. ... д-ра. филос. наук. Томск: НИТГУ, 2011. 34 с.

Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: монография. М.: Гнозис, 2004. 324 с.

Burgess R. Australia must attune to Asia’s voice // Manchester Guardian Weekly. Learning English, 2004, April 15. Р. 17.

Byram M.S. Language awareness and (critical) cultural awareness – relationships, comparisons and contrasts // Language Awareness, 2012, N 21 (1-2). P. 5-13.

Fishman J. Reversing Language Shift: Theoretical and Empirical Foundations of Assistance to Threatened Languages. Clevedon: Multilingual Matters, 1991. 431 p.

Modiano M. International English in the global village // English Today, 1999, N15 (2). P. 22-28.

Rajadurai J. Revisiting the Concentric Circles // Journal of English as an International Language, 2007, Vol. 1. P. 73-87.

Robertson R. Glocalization: time-space and homogeneity-heterogeneity // M. Featherstone, S. Lash, and R. Robertson (eds.) Global modernities. London: Sage, 1995. P. 25–44.

Sharifian F. English as an International Language: An Overview // F. Sharifian (ed.). Multilingual Matters: Bristol, UK, 2009. P. 1-20.

Spichtinger D. The Spread of English and its Appropriation. Wien: Geisteswissenschaftlichen Fakultät der Universität Wien, 2003. – 141 р.

Widdowson H.G. The forum: EIL, ESL, EFL: Global issues and local interests // World Englishes, 1997, N 16/1. P. 135-146.

References

Vakhtin N. B. Usloviya yazykovogo sdviga (K opisaniyu sovremennoy yazykovoy situatsii na Kraynem Severe), Vestnik molodyih uchenyih. Filol. nauki, SPb., 2001, no 1, pp. 11-16. (In Russian).

Karasik V. I. Yazyikovoy krug: lichnost, kontsepty, diskurs, Volgograd: Peremena, 2002, 447 p. (In Russian).

Labov U. Issledovaniye yazyka v yego sotsialnom kontekste, Novoe v zarubezhnoy lingvistike. M.: Progress, 1975, no. 7, pp. 96-181. (In Russian).

Petrenko A.D. Problemy sotsialnoy differentsiatsii yazyika v sovremennoy lingvistike, Petrenko A.D., Laskova M.V., Lazarev V.A., Petrenko D.A., Hrabskova D.M., Melezhik K.A. [i dr.] Sotsiolingvisticheskiye problemy variativnosti yazyka kak tselostnoy struktury, M.: Pero, 2015, 491p. (In Russian).

Smokotin V.M. Yazyik vsemirnogo obscheniya i etnokulturnaya identichnost: komplementarnost v usloviyah globalizatsii: avtoref. dis. d-ra. filos. nauk.Tomsk: NITGU, 2011. 34 p. (In Russian).

Sheygal E. I. Semiotika politicheskogo diskursa: monografiya. M.: Gnozis, 2004, 324 p. (In Russian).

Burgess R. Australia must attune to Asia’s voice. Manchester Guardian Weekly. Learning English, 2004, April 15. P. 17.

Byram M.S. Language awareness and (critical) cultural awareness – relationships, comparisons and contrasts . Language Awareness, 2012, no. 21 (1-2), pp. 5-13.

Fishman J. Reversing Language Shift: Theoretical and Empirical Foundations of Assistance to Threatened Languages. Clevedon: Multilingual Matters, 1991. 431 p.

Modiano M. International English in the global village. English Today, 1999, no. 15 (2), pp. 22-28.

Rajadurai J. Revisiting the Concentric Circles. Journal of English as an International Language, 2007, vol. 1, pp. 73-87.

Robertson R. Glocalization: time-space and homogeneity-heterogeneity. M. Featherstone, S. Lash, and R. Robertson (eds.) Global modernities. London: Sage, 1995, pp. 25-44.

Sharifian F. English as an International Language: An Overview. F. Sharifian (ed.). Multilingual Matters. Bristol, UK, 2009, pp. 1-20.

Spichtinger D. The Spread of English and its Appropriation. Wien: Geisteswissenschaftlichen Fakultät der Universität Wien, 2003. – 141 р.

Widdowson H.G. The forum: EIL, ESL, EFL: Global issues and local interests. World Englishes, 1997, no. 16/1, pp. 135-146.

Загрузки

Как цитировать

Петренко, А. Д., & Мележик, К. А. (2018). ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТА КОММУНИКАЦИИ НА ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ АНГЛИЙСКОМ ЛИНГВА ФРАНКА. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (3), 60–67. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1181

Выпуск

Раздел

Языкознание