ЭТНООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблемам этноориентированного обучения учащихся на довузовском этапе, которое, по мнению авторов, является одним из факторов повышения качества обучения. Авторы рассматривают этноориентированное обучение на довузовском этапе не только с позиций этнолингвистических различий родного и русского языка, но и психолого-педагогческих, этнокультурных, этнопсихотипических различий обучаемых.
Ключевые слова: этноориентированное обучение, межкультурная компетенция, эффективность преподавания, инокоммуникант, лингвокультурная адаптация.
DOI 10.23683/1995-0640-2019-1-196-207Библиографические ссылки
Балыхина Т.М. От методики к этнометодике: поликультурные аспекты обучения русскому языку // Русский язык в многополярном мире: новые лингвистические парадигмы диалога культур: сб. статей междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 50-летию РУДН. М.: РУДН, 2009. С. 11.
Балыхина Т. М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: монография; 2-е изд. М.: РУДН, 2010, 344 с.
Бобрышева И. Е. Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному. М.: Флинта. Наука, 2004. 256 с.
Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим, М.: Владос, 2001. 384 с.
Жерлицына Н.А. Социально-культурная адаптация африканских студентов в вузах России // URL: http://www.inafran.ru/ru/content/view/120/51/ (дата обращения 12.08.2018).
Кожевникова М. Н., Ременцов А. Н., Ременцова Н. А. Обучение граждан Вьетнама в российских вузах: национально-ориентированный подход. М.: Флинта: Наука, 2015. 138 с.
Льдокова Г.М., Штерц О.М. Этнопсихология: учеб.-метод. комплекс. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. 52 с.
Поморцева Н.В. Педагогическая система лингвокультурной адаптации иностранных учащихся в процессе обучения русскому языку: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: Изд-во РУДН, 2010.
Пугачев И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка иностранцам. М.: РУДН, 2011. 284 с.
Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение – новая онтология анализа языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996. С. 7 – 22;
Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/ SLOVO, 2000. 624 с.
Успенский Б. А. Ego Loquens: язык и коммуникационное пространство. М.: РГГУ, 2007. 320 с. 1996, c. 7–22
Шагаль Э.В. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык М.: Институт востоковедения РАН, 2001. 288 с.
Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, Ленигр. отд., 1974. 474 с.
References
Balykhina T. M., Chzhao Yuytszyan. Ot metodiki k ehtnometodike. Obucheniye kitaytsev russkomu yazyku: problemy i puti ikh preodoleniya: monografiya, 2-ye izd. M.: RUDN. 2010. 344 p. (In Russian).
Balykhina T.M. Ot metodiki k ehtnometodike: polikulturnyye aspekty obucheniya russkomu yazyku. Russkiy yazyk v mnogopolyarnom mire: novyye lingvisticheskiye paradigmy dialoga kultur: sbornik statey mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii. posvyashchennoy 50-letiyu RUDN. M.: RUDN. 2009, p. 11. (In Russian).
Bobrysheva I. E. Kulturno-tipologicheskiye stili uchebno-poznavatelnoy deyatelnosti inostrannykh uchashchikhsya v metodike obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. M.: Flinta. Nauka. 2004. 256 p. (In Russian).
Vagner V.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka anglogovoryashchim i frankogovoryashchim. M.: Vlados. 2001. 384 p. (In Russian).
Zherlitsyna N.A. Sotsialno-kulturnaya adaptatsiya afrikanskikh studentov v vuzakh Rossii. Available at: http://www.inafran.ru/ru/content/view/120/51/ (accessed 12.08.2018). (In Russian).
Kozhevnikova M. N., Rementsov A. N. Rementsova N. A Obucheniye grazhdan Vyetama v rossiyskikh vuzakh: natsionalno-oriyentirovannyy podkhod. Moskow: Flinta: Nauka. 2015. 138 p. (In Russian).
Ldokova G.M., Shterts O.M. Ehtnopsikhologiya: uchebno-metodicheskiy kompleks. Elabuga: Izd-vo EGPU. 2009. 52 p. (In Russian).
Pugachev I.A. Etnooriyentirovannaya metodika v polikulturnom prepodavanii russkogo yazyka inostrantsam. M. RUDN. 2011. (In Russian).
Tarasov E.F. Mezhkulturnoye obshcheniye – novaya ontologiya analiza yazykovogo soznaniya. M.: IYa RAN, 1996. Pp. 7-22. (In Russian).
Ter-Minasova S. Yazyk i mezhkulturnaya kommunikatsiya. Moskva, Slovo/ SLOVO, 2000. 624 p. (In Russian).
Pomortseva N.V. Pedagogicheskaya sistema lingvokulturnoy adaptatsii inostrannykh uchashchikhsya v protsesse obucheniya russkomu yazyku: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. M.: RUDN. 2010. (In Russian).
Uspenskiy B. A. Ego Loquens: yazyk i kommunikatsionnoye prostranstvo. M.: RGGU. 2007. 320 s. 1996. c. 7-22. (In Russian).
Shagal E.V. Arabskiy mir: puti poznaniya. Mezhkulturnaya kommunikatsiya i arabskiy yazyk. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2001. 288 p. (In Russian).
Shcherba L. V. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatelnostˊ. L.: Nauka, Lenigr. otd., 1974. 474 p. (In Russian).
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).