ЭТНООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • Наталия Михайловна Румянцева Российский университет дружбы народов
  • Дина Николаевна Рубцова Российский университет дружбы народов

Аннотация

Настоящая статья посвящена проблемам этноориентированного обучения учащихся на довузовском этапе, которое, по мнению авторов, является одним из факторов повышения качества обучения. Авторы рассматривают этноориентированное обучение на довузовском этапе не только с позиций этнолингвистических различий родного и русского языка, но и психолого-педагогческих, этнокультурных, этнопсихотипических различий обучаемых.

Ключевые слова: этноориентированное обучение, межкультурная компетенция, эффективность преподавания, инокоммуникант, лингвокультурная адаптация.

DOI 10.23683/1995-0640-2019-1-196-207

Биографии авторов

Наталия Михайловна Румянцева, Российский университет дружбы народов
Румянцева Наталия Михайловна – докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой русского языка № 3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов
Дина Николаевна Рубцова, Российский университет дружбы народов

Рубцова Дина Николаевна – преподаватель кафедры русского языка № 3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов

Литература

Балыхина Т.М. От методики к этнометодике: поликультурные аспекты обучения русскому языку // Русский язык в многополярном мире: новые лингвистические парадигмы диалога культур: сб. статей междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 50-летию РУДН. М.: РУДН, 2009. С. 11.

Балыхина Т. М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: монография; 2-е изд. М.: РУДН, 2010, 344 с.

Бобрышева И. Е. Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному. М.: Флинта. Наука, 2004. 256 с.

Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим, М.: Владос, 2001. 384 с.

Жерлицына Н.А. Социально-культурная адаптация африканских студентов в вузах России // URL: http://www.inafran.ru/ru/content/view/120/51/ (дата обращения 12.08.2018).

Кожевникова М. Н., Ременцов А. Н., Ременцова Н. А. Обучение граждан Вьетнама в российских вузах: национально-ориентированный подход. М.: Флинта: Наука, 2015. 138 с.

Льдокова Г.М., Штерц О.М. Этнопсихология: учеб.-метод. комплекс. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. 52 с.

Поморцева Н.В. Педагогическая система лингвокультурной адаптации иностранных учащихся в процессе обучения русскому языку: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: Изд-во РУДН, 2010.

Пугачев И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка иностранцам. М.: РУДН, 2011. 284 с.

Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение – новая онтология анализа языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996. С. 7 – 22;

Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/ SLOVO, 2000. 624 с.

Успенский Б. А. Ego Loquens: язык и коммуникационное пространство. М.: РГГУ, 2007. 320 с. 1996, c. 7–22

Шагаль Э.В. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык М.: Институт востоковедения РАН, 2001. 288 с.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, Ленигр. отд., 1974. 474 с.

References

Balykhina T. M., Chzhao Yuytszyan. Ot metodiki k ehtnometodike. Obucheniye kitaytsev russkomu yazyku: problemy i puti ikh preodoleniya: monografiya, 2-ye izd. M.: RUDN. 2010. 344 p. (In Russian).

Balykhina T.M. Ot metodiki k ehtnometodike: polikulturnyye aspekty obucheniya russkomu yazyku. Russkiy yazyk v mnogopolyarnom mire: novyye lingvisticheskiye paradigmy dialoga kultur: sbornik statey mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii. posvyashchennoy 50-letiyu RUDN. M.: RUDN. 2009, p. 11. (In Russian).

Bobrysheva I. E. Kulturno-tipologicheskiye stili uchebno-poznavatelnoy deyatelnosti inostrannykh uchashchikhsya v metodike obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. M.: Flinta. Nauka. 2004. 256 p. (In Russian).

Vagner V.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka anglogovoryashchim i frankogovoryashchim. M.: Vlados. 2001. 384 p. (In Russian).

Zherlitsyna N.A. Sotsialno-kulturnaya adaptatsiya afrikanskikh studentov v vuzakh Rossii. Available at: http://www.inafran.ru/ru/content/view/120/51/ (accessed 12.08.2018). (In Russian).

Kozhevnikova M. N., Rementsov A. N. Rementsova N. A Obucheniye grazhdan Vyetama v rossiyskikh vuzakh: natsionalno-oriyentirovannyy podkhod. Moskow: Flinta: Nauka. 2015. 138 p. (In Russian).

Ldokova G.M., Shterts O.M. Ehtnopsikhologiya: uchebno-metodicheskiy kompleks. Elabuga: Izd-vo EGPU. 2009. 52 p. (In Russian).

Pugachev I.A. Etnooriyentirovannaya metodika v polikulturnom prepodavanii russkogo yazyka inostrantsam. M. RUDN. 2011. (In Russian).

Tarasov E.F. Mezhkulturnoye obshcheniye – novaya ontologiya analiza yazykovogo soznaniya. M.: IYa RAN, 1996. Pp. 7-22. (In Russian).

Ter-Minasova S. Yazyk i mezhkulturnaya kommunikatsiya. Moskva, Slovo/ SLOVO, 2000. 624 p. (In Russian).

Pomortseva N.V. Pedagogicheskaya sistema lingvokulturnoy adaptatsii inostrannykh uchashchikhsya v protsesse obucheniya russkomu yazyku: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. M.: RUDN. 2010. (In Russian).

Uspenskiy B. A. Ego Loquens: yazyk i kommunikatsionnoye prostranstvo. M.: RGGU. 2007. 320 s. 1996. c. 7-22. (In Russian).

Shagal E.V. Arabskiy mir: puti poznaniya. Mezhkulturnaya kommunikatsiya i arabskiy yazyk. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2001. 288 p. (In Russian).

Shcherba L. V. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatelnostˊ. L.: Nauka, Lenigr. otd., 1974. 474 p. (In Russian).

Как цитировать
РумянцеваН. М., & РубцоваД. Н. (1). ЭТНООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (1), 196-207. извлечено от //philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1254
Выпуск
Раздел
Образование

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)