«ГОСПОДИН ТЕСТ» ПОЛЯ ВАЛЕРИ В ПОЭТИКЕ ТОМАСА БЕРНХАРДА: ВГЛУБЬ ОДНОЙ ЦИТАТЫ
Аннотация
В статье рассматриваются интертекстуальные связи романа Т. Бернхарда «Корректура» («Korrektur») и книги эссе П. Валери «Господин Тест» («Monsieur Teste»). Цитируя название эссе французского писателя, предвосхитившего поэтику модернизма и постмодернизма, Бернхард ведет к усложненной интерпретации своего текста. Раскрываются имплицитные связи творчества Бернхарда с поэто- логией Валери. Особое внимание уделяется структуре субъекта (двойни- чество), философии письма, поэтике пространства.
Ключевые слова: Томас Бернхард, Поль Валери, интертекстуальность, лингвистический скептицизм, модернизм, роман о художнике.
Библиографические ссылки
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Беккет С. Трилогия (Моллой. Мэлон умирает. Безымянный): пер. с фр. и англ. СПб., 1994.
Бернхард Т. «Видимость обманчива» и другие пьесы. М., 1999.
Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998.
Валери П. Юная Парка. Стихи, поэма, проза. М., 1994.
Котелевская В.В.а Архитектурный образ как пространство индивидуалистической утопии в прозе Т. Бернхарда // Литература в диалоге культур: межвуз. сб. Вып. 1. Ростов н/Д, 2014.
Котелевская В.В.Ъ «Негативная диалектика» искусства в романах Томаса Бернхарда // ХЬ11 Междунар. филол. конф., Санкт-Петербург, 11 - 16 марта 2013 г.: Избр. докл. / Отв. ред. С.И. Богданов, Ю.В. Меньшикова. СПб., 2014.
Котелевская В.В.с Образ «Я» и «Другого» в прозе Томаса Бернхарда об искусстве: позднемодернистский ракурс // Проблемы модерна и постмодерна: Материалы ХЬШ Междунар. филол. конф. в СПбГУ: 11 - 16 марта 2014 г. / ред. А.В. Белобратов. СПб., 2014.
Котелевская В.В.й «Пропащий» Т. Бернхарда как экзистенциальная версия романа о музыканте // Проблемы модерна и постмодерна: Материалы ХЬП Международной филол. конф. в СПбГУ: 11 - 16 марта 2013 г. / ред. А.В. Белобратов. СПб., 2013.
Рикёр П. Я-сам как Другой: пер. с фр. М., 2008.
Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. М., 2007.
Bernhard Th. Der Wahrheit auf der Spur: Reden, Leserbriefe, Interviews, Feuilletons. Frankfurt a.M., 2012. Kindle Edition.
Bernhard Th. Die Autobiographie. Die Ursache. Der Keller. Der Atem. Die Kalte. Ein Kind. Salzburg, 2009. 3. Aufl.
Bernhard Th. Drei Tage // Bernhard Th. Der Italiener. Frankfurt a. M., 1989. Bernhard Th. Korrektur. Frankfurt a. M., 1988.
Eyckeler F Reflexionspoesie: Sprachskepsis, Rhetorik und Poetik in der Prosa Thomas Bernhards. Berlin, 1996.
Feulner G. Mythos Kunstler. Konstruktionen und Destruktionen in der deutschsprachigen Prosa des 20. Jahrhundert. Berlin, 2010.
GdfilingA. Thomas Bernhards fruhe Prosa. Entfaltung und Zerfall seines asthetischen Verfahrens in den Romanen Frost - Verstorung - Korrektur. Berlin & N.Y., 1987.
Janner M. Der Tod im Text. Thomas Bernhard Grabschriften. Frankfurt a. M., 2003.
Lehmann H.-Th. Postdramatisches Theater. Frankfurt a.M., 1999.
Otero Sugden L. Paul Valery et Jorge Luis Borges deux ecrivains a la recherche de leur identite: une lecture borgesienne de Monsieur Teste. P., 2009.
Paul Valery und die Postmoderne. Forschungs- und Dokumentationszentrum Paul Valery am Romanischen Seminar der Christian-Albrechts Universitat Kiel. 1990 (3).
Pause J. Die ironische Korrektur. Vom philosophischen Paradigmenwechsel Thomas Bernhards. Berlin, 2004.
Valery P. Monsieur Teste (de l’Academie Frangaise). P., 1919 et 1946 // URL: http:// ugo.bratelli.free.fr/ValeryPaul/Valery-MonsieurTeste.pdf (дата обращения: 25.08.2014).
Wien. Kundmannsgasse 19. Bauplanerische, morphologische und philosophische Aspekte des Wittgenstein-Hauses. Munchen, 1982.
References
Bart R. Smert’ avtora // Bart R. Izbr. raboty: Semiotika. Poetika. M., 1994. Bekket S. Trilogiya (Molloi. Melon umiraet. Bezymyannyi): per. s fr. i angl. SPb., 1994.
Bernkhard T. «Vidimost’ obmanchiva» i drugie p’esy. M., 1999.
Blansho M. Ot Kafki k Kafke. M., 1998.
Fateeva N.A. Intertekst v mire tekstov: Kontrapunkt intertekstual’nosti. M., 2007.
Kotelevskaya V. V.a Arkhitekturnyi obraz kak prostranstvo individualisticheskoi utopii v proze T. Bernkharda // Literatura v dialoge kul’tur. Mezhvuz. sb. Vyp. 1. Rostov n/D, 2014.
Kotelevskaya V.V.b «Negativnaya dialektika» iskusstva v romanakh Tomasa Bernkharda // XLII Mezhdunarodnaya filologicheskaya konferentsiya, Sankt- Peterburg, 11 - 16 marta 2013 g.: Izbr. dokl. / Otv. red. S.I. Bogdanov, Yu.V. Men’shikova. SPb., 2014.
Kotelevskaya V.V.c Obraz «Ya» i «Drugogo» v proze Tomasa Bernkharda ob iskusstve: pozdnemodernistskii rakurs // Problemy moderna i postmoderna: Materialy XLIII Mezhdunar. filol. konf. v SPbGU: 11 - 16 marta 2014 g. / red. A.V. Belobratov. SPb., 2014.
Kotelevskaya V.V.d «Propashchii» T. Bernkharda kak ekzistentsial’naya versiya romana o muzykante // Problemy moderna i postmoderna: Materialy XLII
Mezhdunar. filol. konf. v SPbGU: 11 - 16 marta 2013 g. / Red. A.V. Belobratov. SPb., 2013.
Riker P. Ya-sam kak Drugoi / Per. s fr. M., 2008.
Valeri P. Yunaya Parka. Stikhi, poema, proza. M., 1994.
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).