ЗВУК ЛОПНУВШЕЙ СТРУНЫ В СВЕТЕ ФОЛЬКЛОРА
Abstract
Статья посвящена интерпретации одного из самых таинственных чеховских образов в контексте мифа и фольклора. Структура и семантика этого образа-символа связаны с авторским замыслом, с традиционной культурой, характерами персонажей и рождают ряды ассоциаций. Анализ образа в аспекте фольклора позволяет уточнить функции и психологические особенности героев и показать один из приемов создания чеховского подтекста.
References
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурносемантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
Белый А. «Вишневый сад» // Весы. 1904. № 2. С. 45-48.
Борейко В.Е., Грищенко В.Н. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славян и других народов. Т. 2: Птицы. Киев, М., 1999.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Вилькин А. «...Но есть покой и воля...» // Чеховиана: «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М., 2005. С. 375-390.
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2. М., 1979.
Л. Димитров Л. Все-вышневый сад // Чеховиана: «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М., 2005. С.391-399.
Заянчковский И.Ф. Животные, приметы и предрассудки. М., 1991.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.
Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001.
Кайдаш-Лакшина С.Н. Прощание с прошлым (О вишневом саде и «Вишневом саде» А.П. Чехова) // Таганрогский вестник: материалы Между- нар. науч. конф. «Молодой Чехов: проблемы биографии, творчества, рецепции, изучения». Таганрог, 2004. С. 183 - 204.
Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.
Крейча О. Мой Чехов. Фрагменты московских лекций // Чеховиана: «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М., 2005. С. 251-271.
Лайсафт П., Михайлова Т. Банши: фольклор и мифология Ирландии. М., 2007.
Новик Е. Семиотические функции голоса в фольклоре и верованиях народов Сибири // Фольклор и мифология Востока в сравнительнотипологическом освещении. М., 1999. С. 217-235.
Полоцкая Э.А. «Вишневый сад»: жизнь во времени. М., 2004.
Сасаки Г.Мак и вишня в «Вишневом саде» // Чеховиана: «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М., 2005. С. 543-553.
Славянская мифология: Энциклопедический словарь / отв. ред. С.М. Толстая: 2-е изд. М., 2002.
Стрелер Дж. «Вишневый сад» Чехова // Чеховиана: «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М., 2005. С. 215-236.
Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Сочинения в 12 т. Т. III. М., 1979. Т. VII. М., 1981. Произведения И.С. Тургенева цитируются по этому изданию: в тексте в круглых скобках римской цифрой обозначается том, арабской — страницы.
Фарыно Е. К невостребованной мифологемике «Лошадиной фамилии» Чехова // Literatura rosyjska przelomu XIX i XX wieku/pod red. E. Biemat
T. Bogdanowicza. Gdansk, 1999. S. 28-38.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4 т. Т. 2. СПб., 1996.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Сочинения в 18 т. T.VI. М., 1985. Т. XIII. М., 1978. Произведения А.П. Чехова цитируются по этому изданию: в тексте в круглых скобках римской цифрой обозначается том, арабской — страницы
Чудаков А.П. Реформа жанра // Век после Чехова: тез. докл. Междунар. науч. конф. М., 2004. С. 231-235.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).