Educational Text Based on Literary Text: the Ways of Second Linguistic Personality Formation

Authors

  • Юлия Евгеньевна Качан Don State Technical University
  • Маргарита Владимировна Ерещенко Don State Technical University

Abstract

Yulia E. Kachan, Margarita V. Ereshchenko (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article deals with the formation of foreigners’ second linguistic personality by training reading, understanding and interpreting literary texts. A doubled cognitive consciousness is formed by immersion in a new language environment. The levels of linguistic personality (lexicon, thesaurus, pragmatics) are gradually being connected. The development of foreigner’s ability to communicate with representatives of a different culture is still relevant. Acquaintance with culture, history, traditions, way of life, Russian national character is possible only through authentic literary texts. The method of pedagogical experiment has been used as a method of research to find and choose the most effective tasks.

Key words: Russian literary text, secondary language person, interpretation, authentic text, educational text.

DOI 10.23683/1995-0640-2018-3-222-230

Author Biographies

Юлия Евгеньевна Качан, Don State Technical University

Yulia E. Kachan - PhD in philology, associate professor. Department of Russian as foreign language. International Faculty. Don State Technical University

Маргарита Владимировна Ерещенко, Don State Technical University

Margarita V. Ereshchenko – PhD in philology, associate professor. Department of Russian as foreign language. International Faculty. Don State Technical University.

References

Александров Е. П. Учебный текст: опыт дефиниции и типологического анализа // Актуальные проблемы коммуникации и культуры-7: междунар. сб. науч. тр. Москва; Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008.

Антипов Г.А. Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1989.

Булгаков М.А. Собачье сердце. Повести, рассказы. Казань: Татар. кн. издво, 1988. 318 с.

Ерещенко М. В., Качан Ю. Е. Аутентичность текста в рамках коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку // Когнитивные исследования языка. 2017. №. 29. С. 578 – 583.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

Караулов Ю. Н. Языковая личность // Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов: 2-е. изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 671–672.

Караулов Ю. Н., Филиппович Ю. Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования. М.: Азбуковник, 2009. 336 C.

Кулибина Н. В. Методика работы над художественным текстом в аспекте лингвострановедения: дис.… канд. пед. наук. М., 1985. 222 с.

Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 280 – 287.

Мотина Е. И. Учебный текст по специальности как особая коммуникативная единица //Русский язык за рубежом. 1978. Т. 10.

Потёмкина Е. В. К вопросу о методах формирования вторичной языковой личности // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 1, №. 2.

Ружицкий И. В. Мнемы как ключевые образы языкового сознания // Русское слово в русском мире 2006: Государство и государственность в языковом сознании россиян / под ред. Ю. Н. Караулова, О. В. Евтушенко, И. В. Ружицкого. М.: Азбуковник, 2006. С. 176–195.

Ружицкий И. В. Модальные частицы как один из способов реализации прагматического уровня языковой личности // Язык. Сознание. Коммуникация. 2001. Вып. 16. С. 13–19.

Сабинина А. А. Учебный текст: структура и прагматика // Изв. Росс. гос. пед. ун-та им. АИ Герцена. 2009. №. 97.

Токарева И. Ю. Культурно-языковая компетенция личности в ряду смежных способностей //Язык и культура. 2010. №. 4 (12).

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,1983. (ФЭС, 1983).

Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста// Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М.: РАН ИРЯ, 1995. С. 277–286.

Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: дис.… д-ра пед. наук. М.: Высшая школа, 1990. 239 с.

Шашлова Г. С. Теоретико-познавательные и методологические аспекты проблемы вторичной языковой личности: автореф. дис.… канд. филос. наук. М., 2006. 30 с.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007.

References

Aleksandrov E. P. Uchebnyy tekst: opyt definitsii i tipologicheskogo analiza // Aktual’nye problemy kommunikatsii i kul’tury-7. Mezhdunarodnyy sbornik nauchnykh trudov. Moskva; Pyatigorsk: Izd-vo PGLU, 2008. pp. 202-207. (In Russian).

Antipov G.A. Antipov G.A., Donskikh O.A., Markovina I.Yu., Sorokin Yu.A. Tekst kak yavleniye kul’tury. Novosibirsk: Nauka, Sib. otd-e, 1989. (In Russian).

Bulgakov M.A. Sobach’e serdtse. Povesti, rasskazy. Kazan’: Tatar. kn. izd-vo, 1988. 318 p. (In Russian).

Ereshchenko M. V., Kachan Yu. E. Autentichnost’ teksta v ramkakh kommunikativno-kognitivnogo podkhoda v obuchenii inostrannomu yazyku. Kognitivnyye issledovaniya yazyka, 2017, no. 29, pp. 578-583. (In Russian).

Karaulov Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost’. M.: Izd-vo LKI, 2010. 264 p.(In Russian).

Karaulov Yu. N. Yazykovaya lichnost’. Russkiy yazyk: ehntsiklopediya. Gl. red. Yu. N. Karaulov: 2-e. izd., pererab. i dop. M.: Bol’shaya rossiyskaya ehntsiklopediya; Drofa, 1997. pp. 671-672. (In Russian).

Karaulov Yu. N., Filippovich Yu. N. Lingvokul’turnoye soznaniye russkoy yazykovoy lichnosti. Modelirovaniye sostoyaniya i funktsionirovaniya. M.: Azbukovnik, 2009. 336 p. (In Russian).

Kulibina N. V. Metodika raboty nad khudozhestvennym tekstom v aspekte lingvostranovedeniya: dis. … kand. ped. nauk. M., 1985. 222 p. (In Russian).

Likhachev D.S. Kontseptosfera russkogo yazyka. Russkaya slovesnost’. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta. Antologiya. Pod red. V.P. Neroznaka. M.: Academia, 1997. pp. 280-287. (In Russian).

Motina E. I. Uchebnyy tekst po spetsial’nosti kak osobaya kommunikativnaya yedinitsa. Russkiy yazyk za rubezhom, 1978, vol. 10. (In Russian).

Potemkina E. V. K voprosu o metodakh formirovaniya vtorichnoy yazykovoy lichnosti. Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina, 2013, vol. 1, no. 2. (In Russian).

Ruzhitskiy I. V. Mnemy kak klyuchevyye obrazy yazykovogo soznaniya. Russkoye slovo v russkom mire – 2006: Gosudarstvo i gosudarstvennost’ v yazykovom soznanii rossiyan. Pod red. Yu. N. Karaulova, O. V. Evtushenko, I. V. Ruzhitskogo. M.: Azbukovnik, 2006. pp. 176-195. (In Russian).

Ruzhitskiy I. V. Modal’nyye chastitsy kak odin iz sposobov realizatsii pragmaticheskogo urovnya yazykovoy lichnosti. Yazyk. Soznaniye. Kommunikatsiya, 2001, vyp. 16, pp. 13-19. (In Russian).

Sabinina A. A. Uchebnyy tekst: struktura i pragmatika. Izv. Ross. gos. ped. unta im. A.I. Gertsena, 2009, no. 97. (In Russian).

Tokareva I. Yu. Kul’turno-yazykovaya kompetentsiya lichnosti v ryadu smezhnykh sposobnostey. Yazyk i kul’tura, 2010, no. 4 (12). (In Russian).

Filosofskiy ehntsiklopedicheskiy slovar’. M.: Sovetskaya ehntsiklopediya, 1983. (In Russian).

Khaleeva I. I. Osnovy teorii obucheniya ponimaniyu inoyazychnoy rechi: dis.… d-ra ped. nauk. M.: Vysshaya shkola, 1990. 239 p.(In Russian).

Khaleeva I. I. Vtorichnaya yazykovaya lichnost’ kak retsipiyent inofonnogo teksta. Yazyk – sistema. Yazyk – tekst. Yazyk – sposobnost’. M.: RAN IRYa, 1995. pp. 277-286. (In Russian).

Shashlova G. S. Teoretiko-poznavatel’nyye i metodologicheskiye aspekty problemy vtorichnoy yazykovoy lichnosti: avtoref. dis.… kand. filos. nauk. M., 2006. 30 р. (In Russian).

Eko U. Rol’ chitatelya. Issledovaniya po semiotike teksta. SPb.: Simpozium, 2007. (In Russian).

Published

2018-10-08

How to Cite

Качан, Ю. Е., & Ерещенко, М. В. (2018). Educational Text Based on Literary Text: the Ways of Second Linguistic Personality Formation. Proceedings of Southern Federal University. Philology, (3), 222–230. Retrieved from https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1142

Issue

Section

EDUCATION