ОТ ГОТОВНОСТИ МЫСЛИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОГО И РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ (о когнитивной составляющей действия)
Аннотация
Проблема оптимизации процесса и результатов обучения языку и речи относится к числу актуальных проблем в современной методике преподавания русского (родного) языка. В данной статье подчеркивается значение когнитивных механизмов, анализируются когнитивные составляющие языковых и речевых умений. Ведущая идея заключается в доказательстве целесообразности и эффективности когнитивно-коммуникативного подхода в процессе преподавания русского языка в школе для успешного формирования языковых и речевых действий, в основе которых лежит осознанная мысль, понимание смысла деятельности.
Ключевые слова: языковое сознание, учить мыслить, логика учебно-научных построений, когнитивный уровень, умственные действия, психологические механизмы речи, языковое действие, речевое действие, текст.
DOI 10.23683/1995-0640-2017-4-206-212
Цитировать:
Дейкина А.Д., Скрябина О.А. От готовности мысли к формированию языкового и речевого действия (о когнитивной составляющей действия) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2017. № 4. С. 206‒212.
Библиографические ссылки
Граник Г.Г. Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма // РЯШ. 2010. № 1. С. 3.
Дейкина А.Д. Коммуникативно-когнитивное содержание обучения русскому языку: проблема соотношения // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: кол. монография. М.: Издательство «Спутник +», 2016. С. 24.
Дейкина А.Д., Скрябина О.А. О когнитивной составляющей в формировании языковых и речевых умений учащихся // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные подходы и технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Казанский федеральный. ун-т, 4 – 6 октября 2016 г.) / под ред. Р.Р.Замалетдинова, Т.Г. Бочиной, Е.А. Горобец. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 117 – 121.
Зинченко В.П. Готовность мысли // Вопросы психологии. 2005. № 4. С. 75.
Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (Опыт моделирования) // РЯШ. 2001. № 4. С. 3–4.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1996. С.28.
Скрябина О.А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию как текстооформляющей деятельности (10–11 классы): автореф. дис. … д- ра пед. наук. М., 2010. 50с.
References
Granik G.G. Psikhologicheskiye mekhanizmy formirovaniya umeniy i navykov gramotnogo pis’ma. RYaSh. 2010, no 1, p. 3. (In Russian).
Deikina A.D. Kommunikativno-kognitivnoye soderzhaniye obucheniya russkomu yazyku: problema sootnosheniya. Aktual’nyye voprosy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka i russkogo yazyka kak inostrannogo: kollektivnaya monografiya. M.: Sputnik +, 2016, p. 24. (In Russian).
Deikina A.D., Skryabina O.A. O kognitivnoy sostavlyayushchey v formirovanii yazykovykh i rechevykh umeniy uchashchikhsya. Russkiy yazyk i literatura v tyurkoyazychnom mire: sovremennyye podkhody i tekhnologii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii (Kazanskiy federalnyy un-t, 4-6 oktyabrya 2016 g.). Pod red. R.R.Zamaletdinova, T.G. Bochinoy, E.A. Gorobets. Kazan’: Izd-vo Kazan. un-ta, 2016, pp. 117-121. (In Russian).
Zinchenko V.P. Gotovnost’ mysli. Voprosy psikhologii, 2005, no 4, p. 75. (In Russian).
L’vov M.R. Rol’ rodnogo yazyka v stanovlenii dukhovnogo mira lichnosti (Opyt modelirovaniya). RYaSh, 2001, no 4, pp. 3-4. (In Russian).
Razumovskaya M.M. Metodika obucheniya orfografii v shkole: kniga dlya uchitelya. M., Prosveshcheniуe, 1996, p. 28. (In Russian).
Skryabina O.A. Kognitivno-kommunikativnyy podkhod v obuchenii pravopisaniyu kak tekstooformlyayushchey deyatel’nosti (10-11 klassy): avtoref. diss. … d- ra ped nauk. M., 2010. 50 p. (In Russian).
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).