РЕЧЕВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Марина Алексеевна Лубянова, Татьяна Александровна Ханюкова

Аннотация


Рассматривается развитие речевой самостоятельности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в процессе школьного обучения иностранным языкам. Речевая самостоятельность является важной составляющей иноязычной деятельности, что предполагает наличие личной инициативы в речевом поведении, готовность вступать в общение для решения коммуникативных задач. Иноязычная речевая самостоятельность подлежит совершенствованию на протяжении всего процесса обучения под контролем и при непосредственном участии учителя.

Ключевые слова: врожденное свойство личности, коммуникативная компетенция, самостоятельность, речевая самостоятельность, метакогнитивный уровень.

DOI 10.23683/1995-0640-2018-4-215-223


Полный текст:

PDF

Литература


Альмуханова А.Б. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание. Более 5000 психологических терминов и понятий. М.: Эксмо, 2007.

Аристова Л. П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук. Казань: Таткнигиздат, 2005.

Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 12–15.

Брунер Дж. Процесс обучения. М.: АПН РСФСР, 1962.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Астрель: Люкс, 2005.

Гальперин П.Я. Новые возможности обучения, в частности, иностранным языкам // Вопросы методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах университетов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. С. 11–15.

Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.

Инициативность [Электронный ресурс]. URL: http://psyznaiyka.net/viewxarakter.html?id=iniziativnost (дата обращения 08.05.2018).

Кашин М. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке // Советская педагогика. 1957. № 5.

Копосова О. Б. Актуализация речевой инициативы младших подростков в процессе обучения их устной иноязычной речи: на материале английского языка: автореферат дис. … кандидата педагогических наук. М., 2001.

Леонтьев A.A. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: лекция-доклад. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1998.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

Лернер, И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.

Лубянова М.А. Интерактивные технологии общения в подготовке учителя иностранного языка // Современный ученый. 2017. № 4, 2017. С. 20–24.

Николаева Е.Н. Метакогнитивная компетенция – в чём проблема? // Вестн. практической психологии образования. СПб., 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/3966/ (дата обращения 08.05.2018).

Панфилова Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе. М.: Учпедгиз, 1960.

Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 223 с.

Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 712 с.

Сафонова В. В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 2–13.

Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. М.: АСТ, Астрель, 2008.

Современные языки: Изучение, преподавание, оценка: общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Страсбург, 1996.

Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1998.

Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 11. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1952.

Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. URL: http://onlineslovari.com/entsiklopediya_sotsiologii/page/samostoyatelnost.3475/ (дата обращения 08.05.2018).

References

Al`mukhanova A.B. Bol`shaya psikhologicheskaya ehntsiklopediya: samoye polnoye sovremennoye izdanyie. Boleye 5000 psikhologicheskikh terminov i ponyatiy. M., Ehksmo, 2007. (In Russian).

Aristova L. P. Vospitaniye poznavatel`noy samostoyatel`nosti shkol`nikov v protsesse obucheniya osnovam nauk. Kazan`, Tatknigizdat, 2005. (In Russian).

Bim I.L. Lichnostno-oriyentirovannyy podkhod – osnovnaya strategiya obnovleniya shkoly. Inostrannyye yazyki v shkole, 2002, no. 2, p. 13.

Bruner Dzh. Protsess obucheniya. M., 1962. (In Russian).

Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya. M., 2005. (In Russian).

Gal`perin P.Ya. Novyye vozmozhnosti obucheniya, v chastnosti, inostrannym yazykam. Voprosy metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov na neyazykovykh fakul`tetakh universitetov.M., 1971. (In Russian).

Yesipov B.P. Samostoyatel`naya rabota uchashchikhsya na uroke. M., 1961. (In Russian).

Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. Rostov n/D., 1997. (In Russian).

Zimnyaya I.A. Psikhologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. M., 1991. (In Russian).

Initsiativnost`. Available at: http://psyznaiyka.net/view-xarakter.html?id= iniziativnost (accessed 08.05.2018). (In Russian).

Kashin M. P. Samostoyatel`naya rabota uchashchikhsya na uroke. M., 1957. (In Russian).

Koposova O. B. Aktualizatsiya rechevoy initsiativy mladshikh podrostkov v protsesse obucheniya ikh ustnoy inoyazychnoy rechi: na materiale angliyskogo yazyka: avtoref. dis.… kand. pedagogicheskikh nauk. M., 2001. (In Russian).

Leont`ev A.A. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy obnovleniya metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov: Lektsiya-doklad. M., 1998. (In Russian).

Leont`ev A.N. Deyatel`nost`. Soznaniye Lichnost`. M., 2005. 352 p.

Lerner I. Ya. Problemnoye obucheniye. M., 1974. (In Russian).

Lubyanova M.A. Interaktivnyye tekhnologii obshcheniya v podgotovke uchitelya inostrannogo yazyka. Sovremennyy uchenyy, 2017, no. 4, pp. 20-24. (In Russian).

Nikolayeva E.N. Metakognitivnaya kompetentsiya – v chyom problema? Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. SPb., 2014. Available at: https://psy. su/feed/3966/ (accessed 08.05.2018). (In Russian).

Panfilova T.S. Vospitaniye samostoyatel`nosti shkol`nikov v uchebnoy rabote. M., 1960. (In Russian).

Passov E.I. Urok inostrannogo yazyka v sredney shkole. M., 1988. (In Russian).

Rogova G. V., Rabinovich F. M., Sakharova T. E. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sredney shkole. M., 1991. (In Russian).

Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb., 2002. (In Russian).

Safonova V. V. Sotsiokul`turnyy podkhod: osnovnyye sotsial`no-pedagogicheskiye i metodicheskiye polozheniya. Inostrannyye yazyki v shkole, 2014, no. 11, pp. 2-13. (In Russian).

Solovova E. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Bazovyy kurs. M., 2008. (In Russian).

Talyzina N.F. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posobiye dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedeniy. M., 1998. (In Russian).

Ushinskiy K. D. Sobr. sochineniy. T. 11. M., 1952. (In Russian).

Ehnciklopediya sotsiologii. Available at: http://onlineslovari.com/ entsiklopediya_sotsiologii/page/samostoyatelnost.3475/ (accessed 08.05.20018). (In Russian).


Ссылки

  • Ссылки не определены.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License.

Flag Counter

Яндекс.Метрика