МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ НАД ЯЗЫКОМ И ПРОБЛЕМА ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛУЧШИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ

Авторы

  • Ольга Алексеевна Скрябина Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина

Аннотация

https://doi.org/10.18522/1995-0640-2025-2-160-169

Ставится и анализируется актуальная, методологически значимая проблема, отражающая представления автора относительно векторов развития современной методики преподавания русского (родного) языка. Подчеркивается значимость изучения отечественной методической традиции, ее продуктивных методов и приемов в обучении национальному языку. Актуальность поставленной проблемы обусловлена рядом причин, среди которых умаление методов обучения, ориентированных на особенности национального языка и характера и ума школьника, преувеличение значимости так называемых ноу-хау, заимствованных из методик РКИ и методик обучения чужим языкам. Цель исследования – доказательство продуктивности метода обучения наблюдению над языком, основоположником которого был Ф. И. Буслаев и который был подхвачен его преемниками (А. М. Пешковский, Ф. Ф. Фортунатов, Д. Н. Овсянико-Куликовский, М. В. Панов, А. В. Дудников и др.). Метод наблюдения над языком анализируется в контексте представлений о национальных приоритетах в обучении родному языку; дается история вопроса, доказывается актуальность и продуктивность метода наблюдения; представлено описание наблюдения как психологического феномена; рассматривается его обучающий, развивающий потенциал; приводятся примеры реализации метода обучения в практической деятельности. При этом используются теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение. В качестве источников привлекались исследования лингвистов, психологов, методистов и культурологов.

Ключевые слова: метод наблюдения, русский язык, обучение, традиция

Биография автора

Ольга Алексеевна Скрябина , Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина

докт. пед. наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания

Загрузки

Опубликован

2025-06-30

Как цитировать

Скрябина , О. А. . (2025). МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ НАД ЯЗЫКОМ И ПРОБЛЕМА ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛУЧШИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ . Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 29(2), 160–169. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/2081

Выпуск

Раздел

Образование

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)