ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Аннотация
DOI 10.18522/1995-0640-2022-3-169-181
Раскрывается сущность современной образовательной парадигмы, методологической основой которой является системно-деятельностный подход, создающий единую образовательную среду в развитии на всех этапах школьного образования. Проблема системности как наиболее сложная составляющая системно-деятельностной парадигмы современного образования анализируется с теоретических позиций, так как методика изучения русского языка обусловлена его системой, системность лежит в основе метапредметного и уровневого характера развития компетенций. Система языка проявляется в речевой деятельности и фиксируется в речи – её результате, облечённом в устную или письменную форму, таким образом, язык включает три составляющих аспекта: систему языка – речевую деятельность – речь. Системность является основой интенсификации образовательного процесса, интегративного развития устной и письменной речи в их взаимосвязи, углублённого изучения предметов и проектной деятельности. Сущность углубления заключается не в добавлении научных терминов, а в обнаружении системных связей конкретного языкового элемента с элементами других уровней, объединение их в единое объёмно-сфероидальное целое. Проектная деятельность непосредственно связана с углублённым изучением предмета и развитием личности ученика, так как развивает творческую деятельность, учит распознавать и давать оценку своим мыслям и действиям, сравнивать результат действия с поставленной целью, обеспечивает максимальную социализацию в процессе работы в группе. Современную методику можно отнести к сложным адаптивным системам. Она является комплексной (сложной), поскольку включает многие различные системно взаимосвязанные элементы, и адаптивной системой (настраивающейся), поскольку имеет возможность развиваться и накапливать опыт, применяя его в ежедневной педагогической работе на новых уровнях государственных требований к состоянию образования.
Ключевые слова: системно-деятельностные технологии, практика уровневого образования, интенсификация развития предметных и метапредметных компетенций, углублённое изучение предмета, проектная деятельность
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Беднарская Лариса Дмитриевна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).