ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Авторы

  • Лариса Дмитриевна Беднарская Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Аннотация

DOI 10.18522/1995-0640-2022-3-169-181

Раскрывается сущность современной образовательной парадигмы, методологической основой которой является системно-деятельностный подход, создающий единую образовательную среду в развитии на всех этапах школьного образования. Проблема системности как наиболее сложная составляющая системно-деятельностной парадигмы современного образования анализируется с теоретических позиций, так как методика изучения русского языка обусловлена его системой, системность лежит в основе метапредметного и уровневого характера развития компетенций. Система языка проявляется в речевой деятельности и фиксируется в речи – её результате, облечённом в устную или письменную форму, таким образом, язык включает три составляющих аспекта: систему языка – речевую деятельность – речь. Системность является основой интенсификации образовательного процесса, интегративного развития устной и письменной речи в их взаимосвязи, углублённого изучения предметов и проектной деятельности. Сущность углубления заключается не в добавлении научных терминов, а в обнаружении системных связей конкретного языкового элемента с элементами других уровней, объединение их в единое объёмно-сфероидальное целое. Проектная деятельность непосредственно связана с углублённым изучением предмета и развитием личности ученика, так как развивает творческую деятельность, учит распознавать и давать оценку своим мыслям и действиям, сравнивать результат действия с поставленной целью, обеспечивает максимальную социализацию в процессе работы в группе. Современную методику можно отнести к сложным адаптивным системам. Она является комплексной (сложной), поскольку включает многие различные системно взаимосвязанные элементы, и адаптивной системой (настраивающейся), поскольку имеет возможность развиваться и накапливать опыт, применяя его в ежедневной педагогической работе на новых уровнях государственных требований к состоянию образования.

Ключевые слова: системно-деятельностные технологии, практика уровневого образования, интенсификация развития предметных и метапредметных компетенций, углублённое изучение предмета, проектная деятельность

Биография автора

Лариса Дмитриевна Беднарская , Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

докт. филол. наук, профессор по кафедре русского языка, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе

Загрузки

Опубликован

2022-10-06

Как цитировать

Беднарская , Л. Д. . (2022). ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ НАУКЕ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 26(3), 169–181. извлечено от https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1769

Выпуск

Раздел

Образование